Океанское побережье. По высокой лазурной волне, уверенно стоя на доске, мчится мускулистый загоревший мачо, за которым с берега наблюдают пышногрудые блондинки… Именно такой образ серфера сформировали в сознании среднестатистического одессита голливудские фильмы. Что ж, возможно, где-нибудь во Флориде именно так все и происходит. А как у нас? «Одесская жизнь» решила выяснить, как обстоят дела у серферов Южной Пальмиры…
Наперекор Голливуду
Начнем, пожалуй, с самого главного – собственно говоря, серфинга в Одессе нет и быть не может. Дело в том, что классический серфинг предполагает наличие человека, доски под ним и в меру высокой волны. С последним моментом в Черном море как раз туговато.
— Те серферы, которых показывают в американских фильмах, катаются на океанском побережье, а это совсем другая специфика, — говорит одесский серфер Виталий Фидор. — Там ветер может дуть в разные стороны, а волна, формирующаяся в результате приливов, всегда имеет одно направление – к берегу. У нас же серьезных волн, по большому счету, нет. Поэтому для того, чтобы кататься, приходится ловить ветер. Для этого мы на доски устанавливаем мачту и парус.
Такой вид спорт называется виндсерфингом. Кроме того, в Одессе развит еще и кайтсерфинг, где вместо паруса используется парашют. Вместе с тем, и тех и других очень мало. Несколько сотен на миллионный морской город…
Вместо загара – гидрокостюмы!
Парадокс Одессы заключается еще и в том, что местные серферы, как правило, не катаются в Черном море. Напротив, своим излюбленным местом они считают озеро Бурнас, расположенное возле села Тузлы в Татарбунарском районе. По словам Виталия Фидора, этот водоем позволяет убить сразу двух зайцев.
— Озеро отделено от моря искусственной косой, поэтому, когда погода позволяет, мы можем выходить в море через шлюзовые ворота, — говорит он. – Если нет, то катаемся в озере.
В отличие от своих коллег из других стран, летом одесситы практически не катаются – в это время слабеет ветер. Поэтому каждый год для серферов разбивается на два временных отрезка: март-июнь и сентябрь-декабрь. Да, именно так! Никакого бронзового загара и пышногрудых красоток на берегу. Вместо этого – пронизывающий ветер, гидрокостюмы и холодная вода.
— В прошлом году мы закончили сезон 25 декабря, — спасибо погоде, — говорит серфер Ирина Митченко. – Сейчас ждем марта, но если в феврале воздух и вода прогреются до 10 градусов, то мы обязательно начнем кататься.
По словам самих же серферов, специальные гидрокостюмы от ветра защищают, однако полного ощущения тепла не дают. К тому же незащищенными остаются руки и лицо.
— Меня друзья часто спрашивают, холодно ли? Да, немного холодно, но это только первое время, а потом привыкаешь. Три-четыре часа на воде пролетают незаметно, — признается Виталий Фидор.
В борьбе с мачтами и ужами
Несмотря на свою эстетичность и красоту, виндсерфинг является опасным видом спорта, в котором травматизм и угроза жизни постоянно ходят рядом.
— Первая и самая главная опасность – это твоя же мачта и парус, — говорит Виталий Фидор. – Порой мы разгоняемся до 50 километров в час. На такой скорости при падении очень легко удариться о мачту. Этим летом я таким образом сломал ребро. Меня выбросило с доски, и я оказался под водой. Было очень трудно всплывать, отчаянно не хватало воздуха. Но когда пришел в себя, боль отошла, и я еще несколько часов катался.
Кроме того, естественными врагами серферов являются камыши, рыболовные сети и ужи, которых достаточно в любом озере или лимане. Змеи никогда не нападают, но, как признаются спортсмены, всегда очень сильно пугают.
От серфера до шпиона – восемь часов
С одной стороны мачта для серфера – предмет повышенной опасности, а с другой – спаситель и друг. Без нее и паруса серфер беззащитен перед стихией.
— Нынешним летом мой друг оказался без снастей, и его начало относить течением в море, — рассказывает Ирина Митченко. – Пытался грести руками, но бесполезно. К счастью, на берегу заметили и сообщили пограничникам. Спасли его, когда он уже был в нейтральных водах, но тут же арестовали как турецкого шпиона. У него потребовали предъявить паспорт, которого с собой конечно не оказалось. Поэтому пришлось около восьми часов провести в гидрокостюме на погранзаставе. Естественно, нанервничался, замерз…
Нет денег – полезай в интернет
Серфинг – дорогой вид спорта. Если у вас нет ничего, и вы хотите приобрести все новое, то приготовьте три-четыре тысячи долларов. Ваша смета будет выглядеть примерно так:
- Доска – 1600-2000 у.е.
- Парус – 500 у.е.
- Мачта – 500 – 700 у.е.
- Гик (планка для управления парусом) – 200 у.е.
Однако большинству серферов столь дорогостоящая амуниция не по карману, и они ищут в интернете бэушные мачты, доски, паруса и так далее. Как правило, получается раза в два дешевле.
«В борьбе с мачтами и ужами» — бу га га..))))))
Всё красочно описано как для чайников…
«озеро Бурнас» — а где это..???)))
Думаю, что Вы всё слишком обобщили, помимо описаных сёрферов в Одессе есть и другие, которые 90% катательных дней проводят именно на море в поисках хороших волн и штормового ветра, которые не ограничиваются «озером Бурнас», а едут туда, где реально дует, и где волна 2-3 (а иногда и 5) метров.. И таких мест не мало: Татарка (м. Казантип) север и северо-восток, Керчь север, северо-восток, юго-восток, Оленёвка (м. Тарханкут) юг, юго-запад, запад, Приморское в принципе все направления, оз. Ялпуг (г. измаил) все направления кроме восточных. Могу перечислять долго… Одесса, не самое ветряное место, статистика сдель действительно плачевна. Думаю максимум 30-40 каталок в год, из них может быть половина с силой ветра больше 10 мс, в сравнении с Одесской, статистика Измала в 2-3 раза лучше, в среднем 100 каталок, из которых 20 порядка 15-20 мс, ещё 30 10-15 мс, остальные от 7 до 10 мс, про Керчь вообще говорить не буду, там весной и осенью дует просто неделями.
Так что виндсёрфинг это не всегда борьба с камышами, сетями и «о ужас» ужами..))))
Не буду много писать, но статья повеселила.
Ну конечьно не шарим )
Кстати один из отписавшихся здесь, есть на представленых в статье фото.
Ростислав, Вы бы не отмахивались так от замечаний. Люди все-таки не с дурной головы замечания делают. Нормальное обсуждение материала. А Вы грубите…
Официальное сообщение от Ростислава Баклаженко! Комментарий «та вы не шарите ничерта в серфинге, ребята) удавИтесь» писал не я, а какая-то сволочь, которая желает разжечь свару.
Теперь по статье. Я понимаю и принимаю все критические стрелы в свой адрес, тем более, они вполне правильны.
Статья не была написана для галочки, и информацией, которую предоставил Евгений, я обладаю (речь о местах). Просто я не стал ее выкладывать.
Точно также я понимаю, что угодить специалистам, то есть серферам-любителям, у меня все равно не получится. Однако я очень благодарен вам за отзывы!
пожелание автору — написать статью после изучения темы, а это хотя бы после того как встанет в петли и заглиссирует. До этого момента даже не стоит браться. Обратите внимание — обывателю ваша статься не интересна, а комменты оставляют только «обурены сьорферы»
фотографии с согласия авторов?
Фотографии взяты с сайта http://www.surfband.info, а не украдены из частной коллекции
Люди, что за бред? Вы еще попросите журналиста начать делать операции, чтобы адекватно написать о хирургах.
Кошка, это Вы говорите ерунду. Писать о том, чего не знаешь, может и можно, только кто же это читать будет. скучно и не интересно