Новости Одессы и Одесской области

Последняя рыбалка: трагедия «Иволги» и проблемы одесских курортов

Последняя рыбалка: трагедия «Иволги» и проблемы одесских курортов

Правоохранительные органы, занимающиеся расследованием событий на затокском рейде, не исключают, что жертв может быть больше — до сих пор точно неизвестно сколько человек вышли 17 октября в море на роковую рыбалку. Эта трагедия заставила в очередной раз серьезно задуматься о состоянии курортов Одесской области и безопасности отдыхающих там людей: предпринимателей, которые игнорируют элементарные правила, и чиновников, которые за «откаты» закрывают глаза на нарушения, происходящие в курортной сфере, немало не только в Затоке.

В свой последний рейс прогулочный катер «Иволга» вышел в субботу утром от причала №6 в Затоке. Трагедия произошла неподалеку от железнодорожного моста в устье Днестровского лимана, всего в 300 метрах от берега.

— Мы шли близко к порту, а там мелководье, волна увеличилась, — рассказывает один из пассажиров «Иволги», Владимир Турица. — Началась паника, люди столпились у правого борта, судно сильно накренилось.

Под очередным ударом волны катер опрокинулся. Несмотря на грозящую опасность, капитан судна Александр Кнышев не подал сигнал SOS — тревогу подняли пограничники, заметившие, что судно терпит бедствие.

Сколько всего людей было на «Иволге» — до сих пор точно неизвестно. Перечня пассажиров как такового на катере не было — только список мобильных телефонов некоторых рыбаков.

Не спрашивать ни фамилий, ни документов, как сообщают жители Затоки, — обычная практика не только на «Иволге», но и на других прогулочных катерах.

Капитан катера Александр Кнышев был задержан, против него возбуждено уголовное дело. Информация о том, что в момент задержания капитан был пьян, по заявлению помощника начальника Белгород-Днестровского городского отдела МВД Натальи Зарембы, не подтвердилась.

Интересно, что рыбалка на «Иволге» была «семейным подрядом»: супруга капитана принимала заявки рыбаков, а его отец, Иван Кнышев, являлся фактическим владельцем судна и к нему у правоохранителей тоже скопилось немало вопросов. Губернатор Одесской области Михеил Саакашвили заявил, что хозяин «Иволги» сбежал и объявлен в розыск. Впрочем, по словам зампрокурора Одесской области Олега Жученко, он никуда не прячется и сотрудничает со следствием.

В поисках виновных

Капитану «Иволги» Александру Кнышеву грозит до десяти лет лишения свободы — его вина очевидна. И дело не только в том, что шкипер совершил роковую ошибку, развернув судно бортом к волне, и не подал вовремя сигнал SOS. Как оказалось, катер вообще не должен был выходить в море.

«Иволга» — это водолазный катер проекта РН-376У «Ярославец», предназначенный для озер, рек и водохранилищ. По словам специалистов, для моря устойчивость катеров такого типа недостаточна, а уж в шторм на них лучше вообще не выходить. Кроме того, по документам, «Иволга» была рассчитана всего на двенадцать пассажиров и троих членов экипажа. Однако, жители Затоки утверждают, что катер просто не выходил в море, если на борту было менее 20 пассажиров — ведь за один рейс каждый рыбак платил 350 гривен.

Количество спасательных жилетов на борту было рассчитано на 15 человек, но никак не на четыре десятка пассажиров. К тому же, жилеты никто не надевал — ни пассажиры, ни члены экипажа.

Все эти нарушения — на совести капитана и владельца судна. Однако очевидно, что список виновных ими не ограничивается. По словам депутата поселкового совета Затоки Игоря Пастушенко, администрация причала вообще не должна была выпускать в открытое море перегруженный катер без спасательных средств, тем более, в штормовую погоду.

А ведь «Иволга» — далеко не единственный катер без документов, ремонтов и проверок, с постоянным перегрузом на борту, который многие годы вывозит беспечных рыбаков на опасные прогулки. Причем — совершенно открыто, рекламируя свои услуги в интернете.

Рычаги контроля

Как рассказал «Одесской жизни» секретарь поселкового совета Затоки Сергей Кулик, контролировать качество морских развлечений в курортном поселке некому. Ни одно из госучреждений фактически не проверяет состояние малогабаритных прогулочных судов. Нет реальных рычагов контроля и у местного самоуправления. Во многих случаях разрешение на выход в море дается «по звонку». Кроме того, по словам жителей Затоки, береговые службы прекрасно знают о плачевном техническом состоянии катеров, о перегрузах, об отсутствии спасательного снаряжения. Однако на это закрывали глаза в обмен на «вознаграждение» от хозяев судов.

После трагедии «Иволги» губернатор Одесчины Михеил Саакашвили поручил проверить все прогулочные суда в Затоке, пообещав, что ни одно из них не выйдет в море до окончания проверки.

Курортные проблемы

Инициативу губернатора навести порядок в сфере «морских услуг», конечно же, можно только приветствовать. Однако, на наш взгляд, проблемы курортов Одесчины не ограничиваются только катерами и морскими прогулками и рыбалками.

Во-первых, маршрутки, которые возят туристов на побережье, не проходят положенный технический осмотр, их водители постоянно вдвое-втрое превышают нормы вместимости, перевозя в «Эталонах» порой до 70-80 пассажиров одновременно. Даже после обещаний навести порядак на маршрутах, пассажиров продолжают возить на автомобилях типа Mercedes-Benz Sprinter, переоборудованных из грузовых, что запрещено законом. Короче, совсем не похоже на те «тепличные» условия, которые обеспечили губернатору Саакашвили во время его разрекламированной поездки на маршрутке в Затоку.

Во-вторых, не лучше обстоят дела и с пожарной безопасностью баз отдыха и гостиниц. Та же Затока только за последний год пережила три крупных пожара на туристических объектах. Базы отдыха «перенаселены» и принимают гораздо больше людей, чем положено по техническим нормам. Например, по официальной статистике, Затоку этим летом посетили около 1,5 млн. туристов, наши же источники утверждают, что их было, по меньшей мере, в три раза больше за счет более короткого промежутка отдыха и неучтенных никем койко-мест, которые хозяева баз предлагают постояльцам по сниженным ценам.

В третьих, большинство баз отдыха у моря не имеют полноценного подъезда для транспорта. Из-за этого машинам «скорой помощи» (как, впрочем, и пожарным) невозможно проехать к пляжам и прочим туристическим объектам. Только этим летом, когда из-за слишком позднего прибытия врачей погиб один из отдыхающих.

Неужели для того, чтобы власти обратили внимание и на эти проблемы, нужна еще одна катастрофа, на этот раз сухопутная?

На самом деле, все проблемы курортов Одесчины имеют одну общую причину. И причина эта, на наш взгляд, — элементарная жадность. Жадность предпринимателей, готовых ради лишней копейки подвергать риску своих клиентов. И жадность чиновников, раздающих по сходной цене разрешения и допуски, не задумываясь о последствиях. Самое же страшное то, что мы предпочитаем не обращать внимание на эти проблемы, «пока гром не грянет». А когда все-таки грянет — пошумим, найдем «стрелочника» и снова забудем.

Сергей Ищенко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции