Он покинул наш мир в 98 с лишним лет. Хотя мне всегда казалось, что этот человек будет жить вечно. Я его знала 23 года. И за эти годы он ни разу не изменил своим правилам и внутреннему и внешнему стилю. В сером костюме, выглаженной рубашке, непременно в галстуке и с искренней улыбкой на лице — таким Геннадия Владимировича Коева запомню я и еще сотни людей, с которыми он работал, дружил, беседовал.
Он был предсказуем своей неподдельной интеллигентностью, выверенными фразами, оптимизмом и мудростью. С ним всегда было интересно, так как, несмотря на строгие правила, которые были важной частью его жизни, привык идти в ногу со временем. Помню, в канун его 95-летия мы записывали интервью. И тогда он сказал: «Да, 95, но я их не чувствую, они — не мои». Он любил жить, и жизнь любила его, хотя и подкидывала самые разные сюрпризы.
Геннадий Коев родился в 1925 году в болгарской семье в селе Верхний Куяльник Ивановского района. В семье было шестеро детей, и всем приходилось помогать родителям. Так, свое детство он провел за выпасом скотины. С шести лет вставал на рассвете и брался за дело – бежал в поле и целый день приглядывал за коровой.
Часто вспоминал отца, который научил его главному в жизни – дисциплине. Например, он не мог ни при каких обстоятельствах позволить себе опоздать или не выполнить обещание, кого-то подвести.
Работать начал в 14 лет в роли прицепщика в родном селе.
В 1941 году принимал участие в обороне Одессы — носил воду людям, которые копали противотанковые рвы.
Пели все – от шофера до инженера
В послевоенное время освоил профессию токаря и вскоре был направлен на юг Одесской области, в село Задунаевка, поднимать сельское хозяйство. Однако там он смог не только улучшить производственные показатели, но и приучить трактористов к чтению и раскрыть в них творческие способности. Именно он создал в селе мужской хор. Пели все – от шофера до главного инженера. И покоряли не только пением, а и стилем – все пятьдесят шесть хористов были одеты в черные костюмы. О том, как «выбивал» эти костюмы для трудяг, имевших только рабочую одежду, часто вспоминал герой нашего повествования. Молва об этом хоре прошла по всей стране.
Геннадий Владимирович проработал в Задунаевке 5 лет, 2 месяца и 19 дней, но о делах его там помнят и сегодня.
Потом переехал в Одессу и в целом 45 лет посвятил развитию сельского хозяйства.
На пенсии он побыл лишь несколько дней и снова вышел на работу – в сфере сельского хозяйства был незаменимым человеком. Так и работал до 84 лет.
В начале 90-х в Одессе было создано Одесское болгарское общество, а следом за ним и Ассоциация болгар Украины. С этого момента и до последних дней жизни он оставался самым активным инициатором и участником всех культурных мероприятий этих организаций.
Житейские мудрости для молодых
Каждый свой день Геннадий Владимирович начинал с часовой прогулки. И никогда не изменял этой привычке. Сам ходил много и другим рекомендовал.
А еще всегда учил молодежь любить людей и трудиться. Это были следующие за дисциплиной правила его жизни.
Он плохо говорил по-болгарски, но очень ценил и любил болгарские традиции и кухню. И сам частенько готовил. Из любимых блюд – пилешка (куриная) и градинарска (огородное) манджа (рагу). Градинарску манджу его научила готовить бабушка. Я сохранила этот нехитрый рецепт. Геннадий Владимирович брал 5-7 видов овощей (баклажаны, перец, помидоры, кабачок, лук), прожаривал все, посыпал сельдереем и оставлял тушиться на медленном огне 20-30 минут.
Перст Судьбы
В 1937 году с Геннадием Коевым произошел случай, о котором он часто любил рассказывать. На старый новый год по традиции в болгарских семьях пекут баницу с предсказаниями. В тот год 12-летнему Гене в банице попался «плуг». И именно этот плуг, как он сам говорил, загнал его в сельское хозяйство на 45 лет.
В свои 95 долгожитель написал книгу «Моя родня». Книга из 420 страниц текста и 200 фотографий рассказывает о большой семье Коевых и об истории этнических болгар Украины.
20 октября 2023 года Геннадия Коева не стало… Но осталась память о нем в каждом, кто хоть раз имел удовольствие с ним общаться.