Новости Одессы и Одесской области

«Лебединая песня» Дунаевского: как ушёл из жизни создатель «Белой акации»

«Лебединая песня» Дунаевского: как ушёл из жизни создатель «Белой акации»

Оперетту Исаака Дунаевского «Белая акация», которая стала триумфальной для нашего города, а песня об Одессе из нее — официальным гимном Южной Пальмиры, называют лебединой песней композитора. Это известный факт: Дунаевский ушел из жизни, не успев поставить «точку». По его наброскам писать музыку закончил К.Молчанов.

Травля и сплетня

Кажется, об истории создания «Белой акации» мы знаем все: на сцене Одесского академического театра музыкальной комедии им. М.Водяного спектакль снова идет с неизменным аншлагом и успехом, театр проводит ставший уже традиционным одноименный фестиваль, посвященный оперетте.

акация фест

Казалось бы, какие могут быть «белые пятна» в истории создания оперетты-символа города у моря? Но вот прозвучало: 55-летний Исаак Дунаевский, ушедший от нас в 1955 году, покончил жизнь самоубийством. Причина (если очень обобщенно) — его сын связался с плохой компанией «золотой молодежи», крупно проигрался, семья композитора подверглась «прессингу», Дунаевский не выдержал всего этого и застрелился.

Потом стало известно: оказывается, эта версия стала «ходить» по стране сразу же после смерти Дунаевского. И отношение к ней очень неоднозначное. Резко против нее выступает одесский журналист и историк эстрады Александр Галяс.

Самоубийство Дунаевского — не более, чем сплетня! Я слышал ее в самых разных «вариантах»: сын Дунаевского Евгений был за рулем авто, произошла авария, в результате чего погибла сидящая рядом с ним девушка, ходили слухи и о том, что сын композитора изнасиловал девушку… Но все это давным-давно опровергнуто. Малоприятная «история» с Евгением Дунаевским была, но иная. Но дело даже не в этом. Здоровье Дунаевского было подорвано по многим причинам. Последние годы его жизни, травля композитора в «рамках борьбы с космополитизмом» — все это подробно описывает исследователь жизни и творчества Дунаевского музыковед, коллекционер, композитор и литературовед Наум Шафер в работе «Роковой акт. Как погубили Исаака Дунаевского». В этом материале приводятся письма композитора, другие материалы. Он и в самом деле очень болел. Но при этом никаких «позывов» к самоубийству не ощущается. Я вообще считаю, что и такая живая, такая яркая «Белая акация» не появилась бы на свет, будь у Дунаевского мысли покончить жизнь самоубийством, — уверен Александр Галяс.

«Слишком любил жизнь»

Подробно описывая последние годы жизни Исаака Дунаевского в своем большом материале, опубликованном в декабре 1998 года в журнале «Лехаим», Наум Шафер рассказывает: «Нет, он не наложил на себя руки, хотя слухи об этом упорно распространялись, а в израильской прессе распространяются до настоящего времени (даже в солидных справочниках и энциклопедических изданиях). Невольно и мне пришлось оказаться в числе авторов этих слухов. В 1988 году я написал для журнала «Огонек» (№30) статью «Парадокс Дунаевского». Там была фраза, комментирующая фотографию: «Снимок сделан за два месяца до смерти композитора». Редакция (без злого умысла) «уточнила»: «до самоубийства композитора». Пришлось потом объясняться на страницах «Советской культуры» и цитировать собственную книгу «Дунаевский сегодня», где говорится совсем другое… Нет, он не наложил на себя руки, потому что слишком любил жизнь и верил в ее грядущее преображение. Просто Исаак Осипович не выдержал многолетних душевных травм и 25 июля 1955 года внезапно скончался от сильнейшего сердечного спазма».

Белая акация спектакль в Музкомедии

Обновленная «Белая акация» на сцене Музкомедии

Но откуда же тогда взялись эти самые упорные слухи о самоубийстве композитора, которые, оказывается, даже вошли в энциклопедические издания?

На этот вопрос могу лишь, пожалуй, ответить известными словами Пушкина. В одном из писем к Вяземскому он пишет: «Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении». Как же, Дунаевский — такой знаменитый, выдающийся и всеми любимый — и вдруг умирает. А тут еще и история с сыном. Вот и пошла сплетня о самоубийстве! — считает Александр Галяс.

Без комментариев

Как же все неоднозначно бывает на свете! Пронизанная светом, счастьем, ароматом цветущей акации, оперетта-символ десятки лет дарит нам веру и надежду, умиляет, веселит и наполняет радостью до самых краев. И при этом — такой трагичный осадок.музкомедия

А вот это — уже не версии и не слухи. Свой материал об Исааке Дунаевском Наум Шафер заканчивает констатацией факта:

«Некрологов не было ни в «Правде», ни в «Известиях». Они появились в «Литературной газете» и в «Советском искусстве». Никто из членов Политбюро ЦК КПСС, никто из верхушки правительства не подписался под некрологом, в котором шла речь об авторе «Песни о Родине» и «Марша энтузиастов». Вольно или невольно руководители партии и правительства доказали, что они недостойны великих идеалистических песен XX столетия и что эти песни создавались не для них.
…В зале Консерватории 80-летняя мать, склонившись над гробом своего 55-летнего сына, беспрерывно повторяла: «Зачем вы сняли с меня мою корону?» Она хорошо знала, кто были эти «вы»…».

И тут уже — без комментариев…


Напомним,

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции