Реформа экстренной медпомощи продолжает вызывать вопросы. К кому и в каких случаях теперь должна выезжать «скорая»? Что делать, если «скорая» отказала? Как отличить экстренное состояние от неотложного, если для нас это все — «человеку плохо»? На что рассчитывать, набирая «103» сегодня? На эти вопросы «Одесской жизни» отвечает заместитель директора Одесского областного Центра экстренной медпомощи и медицины катастроф Дмитрий Самофалов.
Экстренная помощь — для экстренных случаев
В Постановлении Кабмина Украины № 1119 «О нормативах прибытия бригад экстренной медпомощи» перечислены признаки, которые однозначно требуют вызова «скорой»:
- потеря сознания;
- судороги;
- внезапное нарушение дыхания;
- внезапная боль в области сердца;
- рвота кровью;
- острая боль в брюшной полости;
- внешнее кровотечение;
- признаки острых инфекционных заболеваний;
- острые психические расстройства, угрожающие жизни и здоровью.
Прочее может относиться к неотложной помощи, которую «скорая» оказывать не должна.
— В этот перечень не входят повышение давления или температура под 40, — поясняет Самофалов. — Меня часто спрашивают: а вдруг это менингит? Может быть, но от него человек не умрет сейчас. Если это молниеносная форма менингита, то будет потеря сознания, и на такой вызов «скорая» приедет без вопросов.
Неотложную помощь обеспечивают поликлиники
Неотложную помощь должны оказывать центры ПМСП, то есть семейные врачи и поликлиники.
— В некоторых поликлиниках я вижу табличку «После 16:00 звоните «103», но это неправильно, — поясняет Самофалов. — Мы — не ночная замена семейных врачей. «Скорая» должна работать так: приехал — взял пациента в угрожающем жизни состоянии — и довез его живым до медучреждения, где передал специалистам.
Помните: экстренное состояние — это резкое ухудшение. Даже расстройство желудка, если оно такое, что человек не может идти. На холеру «скорая» приедет! На гипертонию с резким ухудшением — приедет. Если у вас в течение двух часов нарастало давление до 220, то это не случай «скорой». Но если в течение двух часов ухудшение до потери сознания — да.
Беременные и дети до года — в приоритете
МОЗ несколько раз заявляло, что беременные у нас в приоритете. Кроме того, по Одессе есть особое внутреннее распоряжение: беременность с любым ухудшением состояния — «скорая» должна выехать.
— Беременные получают максимум того, что мы можем, — рассказывает Самофалов. — На любой вызов к ним приедет «скорая». И обязательно снимет кардиограмму. Кардиографами на сегодня оснащены все бригады. Схватки, кровотечение, любое ухудшение — немедленно звоните!
Дети до года у «скорой» также в жестком приоритете. Дети до месяца — тем более.
— Еще когда я был хирургом приемного покоя, к нам приезжали родители с коликами у грудного ребенка. Но никто кроме детского хирурга и педиатра не сможет отличить обычные колики от таких страшных ситуаций, как заворот кишечника. Поэтому я каждый день говорю подчиненным: вызывают к ребенку до года — выезжайте!
Что такое «активный вызов»?
Отказ выслать бригаду не значит, что вас бросают на произвол судьбы. Даже если случай не экстренный, диспетчер «скорой» обязан посоветовать, куда обратиться за медпомощью. Или переключить вас на специалиста, который проконсультирует: какие лекарства принять и как облегчить состояние.
Помимо того, введены активные вызовы и передача активов. То есть если звонит человек с давлением 200, но нет признаков инфаркта/инсульта, то вызов передается со «скорой» в поликлинику. На такой вызов доктор может прийти сам — либо прислать патронажную сестру. Но если звонок от гипертоника приходит ночью, то бригада, как правило, выезжает.
В рамках активного вызова пациенту перезванивают позже или делают вызов «скорой» на этот адрес через пару часов.
— Вот недавно в Фейсбуке нас благодарили. Доктор приехал на вызов к мужчине с признаками стенокардии. Снял кардиограмму, отправил в наш телецентр, исключил инфаркт и предложил госпитализацию. Пациент отказался. Через 2 часа доктор перезвонил и проверил, как состояние. Еще через 2 часа мы отправили к ним бригаду, чтобы еще раз снять кардиограмму. Удостоверились, что инфаркт за это время не развился, и наутро передали информацию в поликлинику. Вот так в идеале должна работать эта система.
Конечно, пока она так работает не везде. Но в Одесской области мы за 4 месяца уже достигли таких изменений, каких мало какая область достигала за несколько лет. И работа продолжается.
Фото: пресс-служба ОГА.
Я МОРКВА ЛЮДМИЛА ЕГОРОВНА,ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ БРИГАДЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ 65 г.ОДЕССА ,ПРОЯВИВШУЮ ВЫСОЧАЙШИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ,ЧУТКОСТЬ И ТЕРПЕНИЕ ПРИ ОКАЗАНИИ МНЕ ПОМОЩИ ПРИ СИМПТОМАХ СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И БЫСТРО РАЗОБРАВШИХСЯ В СИТУАЦИИ.! НИЗКИЙ ПОКЛОН ТАКИМ ДОКТОРАМ,ФЕЛЬДШЕРАМ ,КАК ВИТЮК МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ!!!СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!!!,,БЕРЕГИТЕ ТАКИХ МЕДИКОВ И МЕНЬШЕ БУДЕМ БОЛЕТЬ,ОСОБЕННО УМИРАТЬ,ОНИ НАС СМЕРТИ НЕ ОТДАДУТ,Я УБЕДИЛАСЬ…..