Ранее «Одесская жизнь» сообщала о том, что 30 марта во Всемирном клубе одесситов откроется юбилейная выставка карикатур, посвященная 35-летию Клуба одесских карикатуристов — КОК.
К этой дате «Одесская жизнь» предлагает своим читателям статью Валентина и Жанны Стояновых, рассказывающую об истории создания КОК, людях, которые в этот клуб входили, а также рисунки этих людей с открывающейся сегодня выставки.
Карикатура – искажение, преувеличение. Карикатурист – человек, в котором эти качества являются чертами характера.
Клуб одесских карикатуристов «КОК» обязан своим созданием ОМК. До того момента в городе были отдельные «дикие» художники-карикатуристы, которые знали о существовании друг друга из газетных публикаций. ОМК собрало нас, как птенцов, под свои крылья. Здесь мы и познакомились друг с другом. Появилась, наконец, возможность собираться, обмениваться информацией о различных выставках и конкурсах, проходящих в мире, обсуждать работы друг друга и других художников, проводить блиц-турниры внутри клуба и т.д., т. е., как сейчас говорят, – «тусоваться».
Клуб «КОК» вычленился из большого и пестрого коллектива клубов ОМК не сразу. Вначале собралась группа молодых людей, объединившихся на почве юмора. Было придумано название – КВВ, Клуб Веселых Встреч, с эмблемой, которую создал карикатурист (физик по образованию) Володя Лохтин.
Возглавил клуб блестящий организатор Юра Володарский – человек, для которого не существовало авторитетов. Помощником у него тогда был Гриша Эрлих, рыжеволосый худенький юноша, на плечах которого лежало много черновой работы. При подготовке очередного клубного мероприятия все шишки летели на голову бедного Гриши. Со стороны казалось, что быть «мальчиком для битья» – это неотъемлемая часть Гришиной работы.
Основное направление деятельности КВВ было вынесено в его название – он организовывал веселые встречи и концерты своими силами. Как алмаз сверкает и переливается на солнце своими гранями, так и КВВ сверкал в лучах ОМК гранями талантов входящих в него коллективов. Там были и сценаристы, и авторы текстов, среди которых особо выделялись Сергей Осташко (Остуля) и Сережа Стеблиненко (Стебель); и актерская группа, реализующая эти проекты, среди которых запомнились Яша Гопп (Яша Гоц), Юра Стыцковский (Стыц), Олег Агопьян и др.; и группа танцоров; и тогда еще малоизвестная группа пантомимы «Маски» с разносторонним Жорой Делиевым во главе; и архивариус клуба – Ян Коренфельд, собиратель юмористических жемчужин, самые удачные из которых – две его замечательные дочки.
Там же были и мы, молодые карикатуристы, еще не нюхавшие настоящего юмора: Володя Шинкаревский, Володя Лохтин и ваш покорный слуга, а позже и курсант высшей мореходки Сережа Рулевский (Руль). Сейчас Володя Шинкаревский живет в Израиле, но уже тогда он стал нашим стержнем. На нем в дальнейшем полностью держался клуб карикатуристов со всеми его мероприятиями. Володя по характеру лидер, кроме того, он очень разносторонний и одаренный человек. Он мог зажечь массы и повести за собой. Кроме всех этих качеств, он был обладателем 48-го размера обуви, что, очевидно, иногда сдерживало некоторых его оппонентов от прямой конфронтации. Помню, как-то я сломал 5-ю плюсневую кость стопы и мне наложили гипс на голеностоп в виде сапожка. Была зима. Так вот, чтобы нога в гипсе не мерзла на морозе, Володя дал мне «поносить» свою туфлю из вельветовой ткани, легко, как питон, принявшую в себя и мою ногу 43-го размера, и ее гипсовый саркофаг. Забавно было, что человек с такими серьезными физическими данными рисует такие по-детски несерьезные рисунки и делает миниатюрные дамские украшения. Большое и доброе сердце у этого большого красивого человека.
По мере роста популярности ОМК и КВВ к нему притягивалась новая творческая молодежь. Карикатуристов тоже становилось все больше. К нам пришли: шумовик с Одесской киностудии Женя Мучник, художник одесской «Вечерки» Витя Джевага, работник воинской части Петя Сигута, сотрудник налоговой инспекции Саша Барабанщиков, автор собственной газеты «Обо всем» Витя Южный, художник-оформитель Одесского порта Валик Бородай, начальник одного из отделов Дома профсоюзов при облисполкоме Юра Шарж, Толя Большой и др.
Была у нас тогда такая форма работы, перенятая у питерского клуба, – «блиц-турнир». Собравшимся предлагалась какая-нибудь тема, они сбрасывались по рублю, формируя премиальный фонд (тогда рубль был еще не таким вялым, как сейчас), всем выдавалась бумага, и нужно было в течение 15-20 минут раскрыть эту тему, кто как может. Потом листки с рисунками без подписей пускались по кругу. Если рисунок нравился, то ставили «+». Срывал банк тот, у кого на рисунке было больше всего плюсов. Честно заработанный «плюсовой» капитал тратился тут же, в ближайшем гастрономе, сами догадайтесь – как. Иногда мы собирались в изостудии при ДК политеха у бывшего карикатуриста одесской команды КВН Алика Цыкуна. Алик считался мэтром. У него было два образования: инженерное и художественное. А еще он был известен тем, что создал эмблему одесской Юморины – первоапрельского морячка, которая существует и доныне, уже не один десяток лет.
Иногда заходил к нам «на огонек» известный карикатурист, участник и призер международных конкурсов Саша Митник – «человек-оркестр» в карикатуре. Он создал клуб карикатуры «Линия», был его председателем и единственным бессменным членом, проводил выставки своих глубоких философских работ, потом стал автором проекта «Привет из Одессы» и ежедевятимесячной газеты с одноименным названием, которую сам же и распространял. Именно он придумал «бомбу» – консервы «Одесский воздух», который до сих пор с удовольствием вдыхают многие приезжие, затарившие этим продуктом полки своих кладовок. Все эти люди формировали одесскую школу карикатуры: простой черно-белый линеарный рисунок, несущий в себе хороший заряд южного юмора.
Позже в нашем коллективе появился интеллигентнейший Леня Левицкий – преподаватель кафедры станкостроения Одесского политеха. Он приехал в Одессу относительно недавно, по-моему, из Новосибирска, привнеся северную сдержанность в наш южный темперамент. У него были большие голубые очень добрые глаза с лучиками-смешинками в уголках. Леня выделялся воспитанностью, внутренней культурой, интеллигентной сдержанностью и совершенно иной манерой рисунка с использованием цвета. Он очень любил рисовать. Это было видно из его утонченных, изысканных, если это слово можно применить к карикатуре, работ. Помню, как-то он с легкой ностальгией проронил: «Жена однажды уехала к своей маме на неделю. Вот уж когда я изрисовался…». Иногда его рисунки носили характер книжных иллюстраций. К моменту нашего знакомства Леня проиллюстрировал уже 5 книг, в том числе книгу известного психолога Леви. Леня – это тот человек, который придумал название нашей группе карикатуристов, после чего она стала клубом «КОК» – Клубом Одесских Карикатуристов, и создал его эмблему: птичку-рыбку из этих трех букв аббревиатуры. Он неоднократно рисовал плакаты к нашим конкурсам, выставкам и биеннале. Кстати, название международного биеннале карикатуры «В море юмора нет границ заплыва» тоже придумал он. Впоследствии Леня стал главным художником журнала «Фонтан», где его талант зафонтанировал и заиграл в полной мере. Через какое-то время он с женой эмигрировал в Австралию к сыну, но при этом про него по-прежнему нельзя было сказать, что как художник он – «не Фонтан». Интернет – дитя прогресса – дал возможность работать удаленно. Парадокс в том, что Лени уже давно нет с нами – он скончался на чужбине, но в журнале Валерия Хаита по-прежнему появляются Ленины рисунки, иллюстрации к новым рубрикам, заставки, карикатуры. Какой-то Божественный интернет получается.
Отдельно хочется вспомнить также ушедшего от нас Валика Бородая. По возрасту он, как и Леня, относился к старшему поколению. Работал художником-оформителем Одесского порта. Жена его служила там же, в Линейном отделе милиции, и носила офицерские погоны. Поэтому у него было много работ на морскую тематику. Линия его рисунка была простой и прямой до жесткости, заряжающей юмором, и полностью отражала характер автора и его непростую судьбу.
После того, как Володя Шинкаревский переехал на ПМЖ в Израиль, место лидера в клубе «КОК» занял другой замечательный человек – Петр Сигута. Когда у Пети появилось свое детище – газета «Базар», мы, пользуясь его гостеприимством, часто собирались у него в помещении редакции. В бытность свою председателем «КОКа» он организовывал выставки-конкурсы карикатуры: к 1 апреля, ко Дню города и др.; придумал международный ежегодный конкурс «Город и море»; обеспечивал наше участие в конкурсах, проходящих в других городах и странах, в семинарах по защите авторских прав; организовывал обмен апрельскими выставками с карикатуристами городов-побратимов Одессы и Хайфы; мечтал о создании муниципального музея карикатуры. Он находил нам какие-то заказы «для поддержания штанов» и вообще, всячески помогал. Помощь людям была одной из его основных черт. Петя нес на себе бремя председателя клуба долгие годы вплоть до недавнего времени – до конца своего земного пути. Петя был душой клуба. Его сейчас очень не хватает, и место председателя пустует до сих пор. Последняя фраза его была: «Пойду, заплачу за свет…». Да-а-а, дороги нынче коммунальные услуги…
В той же манере простой линии работали и молодые художники следующей волны: Сережа Дудченко (Братан) и Артур Суханов, продолжая традиции одесской школы карикатуры.
Можно было бы еще много написать о членах клуба «КОК», но я постарался вспомнить всех, а более подробно остановиться на тех из них, кто от нас безвременно ушел или временно уехал. Сейчас отношение к карикатуре в обществе изменилось. Я бы охарактеризовал его, как упадок жанра. В связи с этим хотелось бы привести одну аналогию. Есть у меня приятель массажист, работающий в кабинете мануальной терапии. В его обязанности входит разогрев пациента, подготовка его к мануальным манипуляциям и передача врачу-мануальщику. Он – помощник врача, но не врач. Художника-карикатуриста можно сравнить с таким массажистом, но на более тонком уровне. Задача массажиста – расслабить, размягчить напряженные мышцы, усилить кровообращение. Задача карикатуриста – расслабить напряженный ум, стоящий в боевой стойке. Смех снимает напряжение. Человек становится более открытым, готовым к восприятию мнения другого человека. Отсюда важно, какую мысль он впустит в себя после такого «массажа», какие силы воспользуются этим подготовительным расслаблением. Поэтому на художнике лежит ответственность за то, что останется в человеке после его (художника) работы, какой след? Станет ли человек после этого лучше, светлее или в нем проснутся его низменные инстинкты или грубые эмоции? Массажу можно обучиться, окончив соответствующие курсы. Карикатуре обучиться нельзя – это дар Божий. Его можно лишь развить. А если в одном человеке сошлись чувство юмора и умение рисовать, то это выгодно выделяет его из коллег по цеху. Поэтому массажистов пруд пруди, а карикатуристов по приблизительной статистике 25-летней давности – один на сто тысяч. В результате на миллионную Одессу было всего около десятка человек. Сейчас меньше: кто-то уехал, кто-то умер, кто-то бросил это занятие. Я все это пишу не для повышения самооценки, а для того, чтобы показать, что мы обычно не задумываемся об ответственности, лежащей на художниках, потому что карикатура – это мощный инструмент и поэтому должен быть в умелых руках. Вспомните Кукрыниксов, которые в годы войны оказали неоценимую помощь в подъеме духа патриотизма среди населения, подвергшегося фашистской агрессии, среди военнослужащих. Гитлер объявил их личными врагами. Возможно, для выхода на новый уровень нужны новые формы. Мы сейчас наблюдаем перемену отношений в обществе. Но это лишь следствие перемены в умах и сердцах: старые формы отмирают и отваливаются, как кожа у змеи. Значит, это проявится и в видах человеческой деятельности, а соответственно, и в карикатуре. Порисуем – увидим.
Авторы: Валентин и Жанна Стояновы
С аббревиатурой «КОК» все ясно — «Клуб одесских карикатуристов», а что означает «ОМК»?