Три года в Одессе работает лаборатория робототехники и мехатроники (MiRONAFT) при Академии пищевых технологий. О том, как все начиналось и что происходит в лаборатории сейчас читателям Одесской жизни рассказал ее руководитель, Виктор Егоров.
Пространство где не пилят бюджеты, а создают будущее
В начале 2014 года инициативная группа под руководством молодого сотрудника академии Виктора Егорова, получила помещение на последнем этаже учебного корпуса для создания лаборатории мехатроники. Ни о ремонте, ни об оснащении речи не было… Спустя три года Виктор ведет нас по коридорам, заглядываем в мастерские, где стоят 3D принтеры, лазерные станки, электронные стенды. Везде — светло, комфортно, современно. Попадая сюда, своими глазами видишь — будущее ближе, чем мы думаем, оно уже здесь.
Лаборатория MiRONAFT — единственная в Украине, которая работает в формате FabLab, на базе ВУЗа. И основная ее цель — популяризация технического образования. Формат FabLab был придуман в середине 2000-х в США и сегодня лаборатории, которые входят в эту систему должны обладать стандартным набором оборудования и могут пользоваться сертифицированным программным обеспечением и другими преимуществами.
Любой может сюда прийти и поработать на имеющемся оборудовании. Есть только одно условие — 20% времени надо направить на социальную работу, которую проводит лаборатория. Это может быть любая посильная помощь — от проведения занятий со школьниками до наполнения сайта и проведения фотосессий.
Конечно, Украина намного отстает в количестве таких пространств. В США и европейских странах они исчисляются сотнями. У нас в стране их пока можно пересчитать на пальцах рук. Отрадно то, что две из них находятся именно в Одессе.
Сейчас тут уже созданы все условия для полноценной работы и творчества, появилась возможность реализации идей в мастерских прототипирования, в специализированных аудиториях промышленной пневматической, промышленной электрической, портативной, промышленной гидравлической робототехники. Проекты, над которыми работают одесситы самые разные, в данный момент их пятнадцать. Это и создание беспилотных устройств, разработка роботов-манекенов, разработка роботов-погрузчиков и другие. Кроме того, сотрудники с удовольствием принимают участие в хакатонах, фестивалях и сами организовывают и проводят в Одессе фестиваль робототехники.
Ребята постоянно в движении, делятся опытом, придумывают новые фишки. Например идею подвесных розеток (они действительно свисают с потолка) Виктор привез из Киева. И много всего еще есть того, что можно применить не только в работе лаборатории, но и всего ВУЗа.
Меня по хорошему удивил университет Богажичи в Стамбуле, вспоминает Виктор, — Это настоящий европейский университет. И многие моменты, которые связаны с рекреацией, например, я подсмотрел именно там. Детский сад — ну я не знаю, где такое есть у нас. Во время большой перемены студенты выходят в большой внутренний двор, играют с фризби, читают, спят, работают, едят, а между ними бегает много детей — это дети сотрудников и студентов. А с технической точки зрения меня впечатлила кафедра аэродинамики в ХАИ и те аэродинамические трубы что у них есть совершенно уникальные — дозвуковые, сверхзвуковая — такие обьемы промышленного гиганта конечно впечатляют, это очень здорово, что такие центры у нас есть.
«Мы переживаем 4 индустриальную революцию»
Мир переживает робобум и это определенно очень важная составляющая 4й промышленной революции — то, что происходит вне зависимости от нашего желания. И одна из ее компонентов — это искусственный интеллект, интернет вещей, тотальная роботизация. Изначально это все работает на промышленность, но потом постепенно переходит и в нашу повседневную жизнь, в наш быт.
Если каких то пятнадцать лет назад в нашей стране все хотели быть юристами, пять лет назад — IT специалистами, то сейчас все больше мечтают о создании роботов, полетах в космос и освоении других планет, а без инженеров нового поколения это невозможно.
Именно за этой новой инженерией, по мнению Виктора Егорова будущее по многим причинам. Одна из них — IТ индустрия, бум которой произошел ранее- это очень здорово, но это не дает в нужном количестве достаточных выгод нам как стране. Программное обеспечение это тот продукт, который не поддается какому то либо контролю.
Если произведя какой то продукт здесь — его надо продать в Европе, мы платим таможенные сборы, пошлины, налоги и так далее. Это как раз то, что влияет на развитие страны. В случае с программным обеспечением очень много ребят работают здесь на Запад, и это происходит только по той причине, что у нас уровень зарплат на уровне с Индией и Китаем… Соответственно, выгоды — они сомнительные. И то, что развивается мехатроника, то, что развивается робототехника это куда более ощутимее для страны, потому что что в конечном счете, любого робота, которого мы создаем в Украине нельзя по электронной почте отправить в Лондон. И это, может по детски звучит, но это вдохновляет, к этому хочется стремится, чтобы где-то на твоем изделии было написано Сделано в Украине.
Еще одна большая и очень важная проблема, которая негласно существует в системе высшего образования, и о которой не говорят министры и высокопоставленные чиновники – это влияние внешних сил на систему высшего образования в Украиане.
Об этом никто вслух не говорит. Ни одно министерство не признается, ни один чиновник высокопоставленный в этом не признается. Но если вы проанализируете те шаги, которые предпринимаются, делаются, к сожалению абсолютно все, для того чтобы у нас высшее образование желательно пропало совсем. Потому что нашим всем соседям, вне зависимости от уверений в дружбе, мы нужны слабыми и глупыми.Тяжело управлять высокообразованным обществом — те спрашивать начнут. Те сомневаться начинают, правильно ли делают.
Но, тем не менее, поводы для оптимизма и веры в будущее есть — у нас еще сохранились отличные традиции технического образования, и надо постараться их не уничтожить. Это возможно только при поддержке государства.
Конструктор вместо пива!
“Объяснить жене, что идешь с друзьями пить пиво легче, чем сказать, что идешь собирать конструктор”.
Да-да, именно так говорят многие семейные резиденты лаборатории. Ведь тут нет никаких возрастных ограничений. Сюда приходят после работы как в клуб, для некоторых это даже тайное хобби. Люди признаются, что дома их увлечение не всегда понимают. Поэтому “уйти на пиво с друзьями” проще, чем объяснить зачем тебе надо собрать какую-то машинку.
Сейчас в лаборатории 14 сотрудников и более 350 резидентов. Каждый четверг работает детский кружок. Все это бесплатно. Для того чтобы стать членом сообщества надо иметь понимание, чем именно вы там будете заниматься, ведь, как мы уже писали выше, главное условие — двадцать процентов своего времени вы должны посвятить социальным проектам лаборатории. Детские занятия проходят по четвергам и на первое занятие родителей просят приходить вместе с ребенком, даже если он уже самостоятельно передвигается по городу, прежде всего для того, чтобы быть на связи с родителями и чтобы родители понимали, что лаборатория — это очень серьезно. Тут нет места шалостям и плохой успеваемости. Ведь роботы любят точность и порядок!