«Война». Этим словом после решения российского Президента не посылать посла в Украину с легкостью бросались политики с обеих сторон. Не пора ли нам задуматься о нашей обороне? Этим материалом «Свідомо» начинает серию материалов о состоянии наших Вооруженных Сил.
Кому война – мать родная?
Большинству из нас трудно представить, что на нашей территории может случиться война. Еще тяжелее осознать, какой это ужас. Но беда в том, что войну никогда не развязывают простые люди – украинцы, россияне или грузины… Это всегда делают политики. Когда им это выгодно.
Выгодно ли им это сейчас?
Поставьте себя на место нынешнего украинского политика. Разве плохо поиграть этим словом? Это привлекает внимание журналистов. Увеличивает твою цитированность…
Или представьте себя на месте современного российского политика. Кризис подрывает твою популярность. А внешний враг может ее повысить.
Заявление Медведева – совсем не случайность. И о возможности (не дай Бог!) войны Украины с Россией говорят не впервые. Еще в мае американский центр Eurasia Group, исследующий политические и экономические риски в развивающихся странах, назвал Украину среди государств, которые могут быть втянуты в военный конфликт.
Для чего сегодня воздушные силы?
Вот о чем говорят последние выводы военной науки.
Персидский залив, 1991 год. «Буря в пустыне». Война США против Ирака. Операция состояла из двух этапов. Первый – воздушная атака с применением тысячи самолетов. Длился 40 дней. Второй этап – удар сухопутных сил. После применения авиации им понадобилось всего четыре дня. Иракская армия была вытеснена из Кувейта, США победили.
Операция в Персидском заливе вошла в военные учебники как точка отсчета новой эпохи – господства авиации в вооруженных конфликтах. Опыт, полученный в Персидском заливе, американцы превратили в ключевую военную стратегию.
Югославия, 1999 год. «Союзная сила». Сухопутная группировка НАТО в количестве 20 тысяч солдат всю операцию простояла вдоль югославской границы. Войну вели 28-тысячные военно-воздушные силы альянса. Наземной фазы вообще не было.
– Военная задача была решена исключительно воздушными средствами, – подчеркивает генерал-лейтенант авиации Николай Крюков, профессор кафедры Воздушных Сил Национальной академии обороны Украины.
Грузия, 2008 год. «Принуждение к миру». Уже через несколько часов после начала войны российская авиация бомбила военные базы, аэродромы и радиолокационные системы Грузии. Уничтожив стратегические объекты, россияне с первого дня имели преимущество на поле боя.
Еще один факт. Новый Президент США Барак Обама весной заявил о намерении значительно сократить финансирование армии. Кризис. В бюджетной заявке Министерства обороны США на 2010 год существенно уменьшается финансирование программ, на которые рассчитывало руководство сухопутных войск. Но авиация вне кризиса. США, в частности, планируют даже увеличить расходы на закупку армейской авиации – беспилотных летательных аппаратов и вертолетов.
Что делают другие ведущие государства? За последние 15 лет Франция, Великобритания, Германия и Китай увеличили долю расходов на авиацию в своих оборонных бюджетах с 26–29% до 35%.
Что делают соседи?
Их текущие военные планы мониторит украинский Центр исследований армии, конверсии и разоружения. По его данным, Польша планирует закупить 80 боевых вертолетов. (Это после приобретения в течение последних двух лет полсотни американских боевых самолетов). Румыния планирует купить 48 самолетов. Чехия – 14 шведских самолетов и американские ракеты «воздух-воздух». Авиационные расходы – наибольшие в структуре расходов на обновление вооружений в этих странах.
Турция закупила 100 истребителей. Кроме того, готовится до 2012 года запустить спутник. Его главной функцией будет отслеживание военных конфликтов.
Планы России озвучил уже упомянутый командующий Зелин. В ближайшие десять лет россияне планируют обновить и модернизировать парк военной авиации на 70%. В частности, речь идет о новых истребителях и бомбардировщиках. Согласно открытым источникам, сейчас на вооружении в РФ находится 2 800 самолетов и вертолетов. Россия имеет все шесть типов авиации, а также два полка беспилотных летательных аппаратов.
Что с нашими воздушными силами?
В советские времена на территории Украины базировалось 1500 боевых самолетов. Сколько теперь? По данным Белой книги Министерства обороны за 2008 год, на вооружении находятся 208 боевых и 39 военно-транспортных самолетов. В том числе 112 истребителей, 24 бомбардировщика, 36 штурмовиков. Все они еще советского производства.
– В необходимом количестве, – написало Минобороны о наличии систем противовоздушной обороны.
По неофициальным оценкам, которые мы собрали, в Украине осталось около 60–70 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) среднего и дальнего действия. Они сосредоточены возле границ и стратегических объектов. В частности, Киева, атомных и гидроэлектростанций.
Под Севастополем, под Житомиром и около Миргорода есть аэродромы, где базируются истребители. Один-два самолета находятся в состоянии постоянной готовности. В случае необходимости истребитель должен вылететь за 5–10 минут.
Конечно, для нас это глупость, страшный сон. Мы никогда не будем воевать со страной, где столько наших знакомых, друзей, а то и родственников. Но так не думает главнокомандующий военно-воздушных сил России Александр Зелин. За неделю до заявления Медведева он назвал Украину среди стран, с которыми может произойти вооруженный конфликт. Из-за территориальных претензий, пояснил российский военный.
Что говорят эксперты?
– Хорошо, что нам удалось сохранить все типы авиации. Наличие их в условиях войны означает, что мы сможем полноценно защищаться от врага и полноценно его атаковать с воздуха, – объясняет генерал-лейтенант Николай Крюков. И добавляет:
– У Югославии в 1999-м и у Грузии в 2008-м не было бомбардировщиков, и они не могли атаковать войска или стратегические объекты противника.
Другой вопрос – в каком состоянии эти все типы авиации. Прошлой осенью на него ответил Виктор Ющенко – во время заседания Совета национальной безопасности и обороны. Из 112 истребителей боеспособны 31, из 24 бомбардировщиков – 10, из 12 самолетов-разведчиков – шесть, из 36 штурмовиков – восемь. Следовательно, к бою готова лишь треть самолетов. Уточним: была готова прошлой осенью.
Следующий вопрос –, а сколько у нас летчиков? В этом году – также на заседании СНБО – Президент сказал, что за безопасность украинского неба отвечают 200 летчиков. На один самолет, по теории, необходимо полтора летчика. То есть на боеспособные самолеты их хватает. Теоретически. Но стоит обратить внимание на еще несколько цифр, чтобы лучше понять практическое состояние дел. Начинающий летчик имеет зарплату около 2000 гривень. Поэтому часто выпускники военных институтов летать даже не начинают – ищут другую работу. Те, кто служат, поднимаются в воздух редко. Из-за недостатка горючего. Правительством Юлии Тимошенко в бюджете на этот год на закупку горючего предусмотрено 39 млн. гривень. Для сравнения – в прошлом году было 200 млн. По оценкам Центра исследования армии, конверсии и разоружения, летчики-истребители из сил быстрого реагирования (они в первую очередь должны быть готовыми!) в этом году будут иметь где-то по семь часов налета. Норма в странах НАТО – 180 часов в год.
Что планирует делать Генштаб?
Государственная программа развития вооруженных сил на 2006–2011 годы предусматривает дальнейшее сокращение численности самолетов – до 120. Детальнее планы на будущее описал командующий воздушных сил Украины Иван Руснак на научно-практической конференции в июне.
– Замена боевых самолетов начнется не раньше 2025 года. В ближайшие годы будем модернизировать те, которые сейчас находятся на вооружении, – отметил Руснак. И убеждал, что так делают многие страны.
Важно понимать – даже когда власть решит покупать новые самолеты, встанет вопрос: продаст ли их Россия? Сейчас мы полностью зависим от их авиапрома. Украинские ремонтные заводы, механики и сами летчики ориентированы на самолеты советского образца.
Госпрограмма развития вооруженных сил предусматривает, что в течение 2006–2011 года на воздушные силы будет потрачено 26,5% военного бюджета. На сухопутные войска – 34%. То есть пропорция противоположна по сравнению с развитыми странами.
К тому же, эта программа не выполняется – правительство не выделяет на нее достаточно денег…
Анна БАБИНЕЦ,
бюро журналистских расследований «Свідомо»,
специально для «Одесской жизни»