Накануне Дня авиации Украины мы решили немного приоткрыть эту завесу загадочности и посмотреть, как одесские стюардессы «учатся летать»…
Кто из нас хоть раз в жизни не мечтал навсегда покончить с серыми буднями и стать, к примеру, бортпроводником самолета? Небо, новые города и страны, общение с интересными людьми – все это делает работу стюардесс одной из самых романтичных. И то, что мы так мало знаем об этой профессии, только добавляет ей таинственности.
Когда мы приехали в Одесский аэропорт знакомиться со стюардессами, как раз совершал посадку самолет «Одесса-Варна-Одесса».
– Мы сегодня с самого утра были в рейсе, но сейчас я свободна и с удовольствием пообщаюсь с вами, – бодро сказала, здороваясь на бегу, старшая бортпроводница авиакомпании «Южные авиалинии» Юлия Подсевальникова.
Доброжелательный взгляд, приятная улыбка, располагающая внешность, голубая форма под цвет глаз – Юля просто идеальный образ стюардессы для рекламного плаката. Сейчас она выступает нашим гидом в экскурсии по новому шведскому самолету SAAB. Стараемся не терять время даром и как можно подробней узнать, каково это – быть лицом авиакомпании.
– Бортпроводница – это визитная карточка компании, – не без гордости сообщает Юлия. – Пассажир не видит ресурсов самолета, не видит, какие там моторы стоят, он видит красивую стюардессу, уютно приготовленный салон и отношение к себе.
С распущенными волосами в рейс не выпустят
По словам Юлии, стюардессы всегда обязаны быть в форме. Причем, во всех смыслах. Существует определенный дресс-код: специальная форма одежды (летний и зимний варианты), туфли на невысоком каблуке, минимальный макияж и аккуратно убранные волосы.
– Все эти требования закреплены в должностной инструкции, – поясняет Юлия. – За их нарушение бортпроводница просто не допускается к рейсу.
Однако не все обладательницы безупречной внешности смогут работать бортпроводницами в авиакомпании. Наиболее жестким критерием отбора претенденток является «железное» здоровье.
- После рассмотрения резюме претендентки на должность, в Одессе и в Киеве проводятся специальные медицинские обследования, – рассказал Юрий Молод, генеральный директор компании «Южные авиалинии». – И только потом учитывается, подходит ли девушка на эту вакансию по внешним параметрам.
Красота спасет от паники
Психологами доказано, что человек больше доверяет тому, кто ему симпатичен внешне. Поэтому привлекательная внешность бортпроводниц играет еще и стратегическую роль, сводящую к минимуму панические настроения, агрессию и хаос среди пассажиров, которые доверяют улыбчивой и спокойной в любой ситуации стюардессе.
К слову, параметры для бортпроводников в авиакомпаниях задаются практически модельные – приятная внешность, рост от 165 до 175 см, средний вес. Также у претендентки не должно быть дефектов речи. Для мужчин требования идентичные (только рост бортпроводника-мужчины может достигать 180 см).
Далее, по словам Юрия Молода, претендентка на вакансию стюардессы проходит собеседование, на котором проверяют уровень знания английского языка и проводят определенные психологические тесты.
– У потенциальных стюардесс приветствуются такие качества, как коммуникабельность, радушие, уравновешенность, доброжелательность, – подчеркнул Юрий Александрович. – Если данные этапы успешно пройдены, претендентка направляется в главный учебный и сертификационный центр гражданской авиации Украины.
В курс подготовки, который длится три месяца, входит изучение специализированных предметов по основам авиации, оказанию медицинской помощи, психологии и т.д. На практических занятиях будущих бортпроводников знакомят с аварийно-спасательным оборудованием самолета и порядком действия в аварийных ситуациях.
По словам начальницы борпроводников, сегодня в авиакомпаниях большинство экипажей составляют именно девушки-бортпроводницы, однако наметилась тенденция увеличения количества мужчин-бортпроводников.
«Не успеет мой парень положить какую-нибудь вещь, как я тут же убираю ее»
На вопросы о романтике собственной профессии бортпроводницы отвечают, что небо со временем становится просто родным.
– Я работаю бортпроводницей с 2003 года, – поделилась старшая бортпроводница Юлия. – Та искорка романтики и восхищения, которая была при первых полетах, уже немного потухла, но работой я полностью довольна.
Однако профессия все же оставляет свой отпечаток и на личной жизни.
– На борту положено, чтобы всегда все было убрано по полочкам и зафиксировано для безопасности, – рассказывает Юля. – Поэтому дома у меня выработалась такая же привычка: я постоянно все куда-то убираю! Мой молодой человек еще не успевает что-то достать, как я тут же складываю это в шкаф…
«Давай хоть панталоны снимем, чтобы быть красивее…»
– А встречаются ли «нештатные» ситуации? – спрашиваю у Юлии и ее подошедшей коллеги Ларисы Ткачук.
– Бывает, – отвечает Лариса. – Помню, в 1991 году мы совершали рейс «Ташкент-Грозный-Одесса». Я работаю стюардессой уже давно. В Грозном была заправка самолета. Когда мы уже взлетели, к нам подошел высокий крепкий мужчина. В одной руке он держал коробку, а в другой – фотографию своей дочери. Он сообщил, что у него бомба, что терять ему нечего, и потребовал, чтобы самолет летел в Турцию.
В инструкции по безопасности закреплено, что экипажу самолета необходимо выполнять все требования террористов, поэтому самолет начал менять рейс. И все же мы попробовали изменить ситуацию. Первым на переговоры вышел бортинженер. Он попытался выяснить, чего хочет террорист. Но мужчина на вопросы не отвечал, а только и делал, что глотал таблетки горстями.
Сначала мы все очень распаниковались, но профессиональная выучка не подвела. Я с напарницей взяли себя в руки и пошли объяснять разволновавшимся пассажирам, что изменение рейса вызвано тем, что нам просто не могут дать посадку в Одессе.
Экипаж связался со службой безопасности и попытался изменить рейс, но спокойный до этого мужчина вдруг бросился к нам с криками, что его не обмануть, что он пять лет в тюрьме был и готовился к этому, что знает, солнце должно быть с другой стороны, поэтому требует немедленно направить рейс снова в Турцию. Он угрожал, что у него в самолете есть сообщники, поэтому никаких отклонений от его требований быть не должно.
Террориста мы пытались убедить, что топлива до Турции не хватит, и необходимо совершить посадку в ближайшем городе, но тот настаивал на своем и угрожал взорвать самолет. Было страшно, но внешне мы были очень спокойны, поэтому о том, что совершена попытка угона, пассажиры узнали только тогда, когда мы приземлились.
В Турции посадку нам не разрешили, поэтому мы сели в Бургасе (Болгария). Террорист не верил, что это Турция, требовал доказательств и сказал, что сдастся только турецким войскам. Мы три часа стояли с включенными двигателями, окруженные группой захвата, и ждали, пока найдут человека, владеющего турецким языком. Этим человеком оказался посол Турции в Болгарии, который сильно волновался и периодически говорил по-болгарски. Террорист, однако, не придал этому значения и вышел из самолета в полной уверенности, что он в Турции…
У меня до сих пор мурашки по коже, когда я вспоминаю этот рейс. Но некоторые моменты того полета мы с подругой вспоминаем даже со смехом.
Я уже рассказывала, что поначалу мы очень испугались, но старались друг друга поддерживать. И вот мы с Викой, второй бортпроводницей, вспомнили, что на нас надето не очень красивое утепленное белье.
– Лора, давай хоть эти панталоны снимем, – предложила мне Вика. – А то потом будут нас выносить, а мы в таком белье некрасивом…
– Ой, а вы чай или кофе хотите? Или, может быть, просто воду? – участливо спрашивает Юлия после некоторой паузы, любезно улыбаясь.
После этих слов становится понятно, что истинное призвание стюардессы создавать уют и комфорт не исчезает даже с окончанием рабочего дня…
А еще был случай
– Один раз уже при самом окончании посадки на рейс привели дедушку, но питание на него расписано не было. У дедушки же среди вещей была огромная авоська продуктов. Проводницы решили его предупредить, что во время рейса питания ему не будет предоставляться, и спросили, согласен ли он лететь без питания. Дедушка подумал минуту, потом сказал:
— А Бог с ним, с этим питанием, — выбосил свою авоську и поднялся на борт.
Ирина АРТЮШЕНКО