По ходу мероприятий V Одесской биеннале современного искусства в залы Одесского музея западного и восточного искусства же ворвалась беспорядочность — Turbulence. Именно так именуется тридцатишестидневный марафон, бурный поток выставок, лекций, практик, показов кино и видео, экскурсий и всевозможных перформансов пятого одесского созыва современных художников.
Во вторник, 29-го августа, представление инсталляций, композиций и видео в музее началось довольно живо. То есть, буквально — с весьма познавательной лекции живого артиста. Известный харьковский художник Сергей Братков (фаундер в Fast Reaction Group) популярно ознакомил прелюбопытную аудиторию с яркими моментами свой творческой биографии, которая началась довольно динамично — с плевка в лицо будущего художника прямо на уроке физкультуры, когда тот беспомощно болтался на турнике. Именно плевок учительского подхалима стал для юного Браткова отправным толчком в искусство. На просьбу сына о переводе в другую школу родители не ответили отказом и вскоре восьмилетний Сережа на долгие 10 лет стал учеником Харьковской детской художественная школа имени Репина. Ну, там всё и началось. Но вернемся к менее живым участникам экспозиции.
В двух залах — в темном и в светлом — на втором этаже великолепного музея зрители могут наблюдать удивительные по свой своеобразной актуальности работы художников из Украины, Швейцарии, Австралии, Болгарии и Германии еще в течение целого месяца.
В полумраке первого зала нас встретили два светящихся флага (желтый и голубой ), древка которых поднимаются из одного основания. Творение болгарского артиста Ивайла Христова заставляет задуматься об утерянной справедливости высшего порядка, восстановить которую дано лишь только нам самим. Работа называется «Идеология». Следующим, особо поразившим наше воображение объектом стала видео-инсталляция Ивоны Чабровски, художницы из Германии. Под стеклянным потолком старинного зала установлен проектор, передающий изображение на пол. Два соразмерных, расположенных рядом друг с другом прямоугольных кадра, постепенно заполняемых фигурами (в одежде) молодых перформеров, возня которых периодически достигает апогея, после чего напольные кадры снова становятся пустыми. «Территория» Чабровски будто продолжает тему «Идеологии» Христова, но уже в западноевропейских обстоятельствах.
Также более осознанному пониманию проблем миграции посвящена композиция Николя Вионе (Швейцария) «Перенастройка. Морской переход». Фонарь, по типу, как на маяке, но «комнатного» размера, освещает красным светом «море» из фольги, которое колышется и «дышит». При различных ракурсах композиция выглядит, то как гранитный монолит, изображающий тлеющие угли в очаге, то как живой монумент, напоминающий о несчастных, погибших в Средиземном море при попытке достичь спасительного берега Европы. Оригинальной инсталляцией нас встретил второй, светлый зал. Вертикально стоящие свернутые санитарные носилки с красной материей прямо у входа — это «Когда они пришли. Столпотворение» украинки Дарьи Кузьмич. Антивоенная работа с прозрачной символикой, которая мешает зрителям войти в зал, а потом не дает выйти.
Не забывайте приходить в Одесский музей западного и восточного искусства. Работает выставка биеннале и другие интересные выставки, в том числе основная экспозиция музея, наполненная прекрасными экспонатами.
Владимир Колесников