«На турнире, на турнире, на турнире у Короля»: вот так, пожалуй, можно очень коротко, используя текст одного из представленных недавно театральных эскизов, охарактеризовать действо, которое на днях проходило в Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М.Водяного. Ранее там был объявлен старт пока диковинного для Одессы конкурса — проекта Open doors, Международной лаборатории постановок молодыми режиссерами.
Бороться есть за что
Напомним, из 14 поданных заявок были отобраны пятеро молодых режиссеров, большинство из них — еще студенты. 23-го августа молодые люди приехали в Одессу, где у них состоялась первая встреча с совершенно незнакомой труппой театра, в тот же день начались репетиции. Условия были поставлены достаточно жесткие: за пять дней представить на суд зрителей и жюри готовый творческий эскиз — результат пятидневного (всего лишь!) насыщенного творческого видения, поиска, смелого эксперимента.
Бороться было за что: победитель творческой лаборатории получит возможность в 2018-м году поставить собственный спектакль на сцене театра Музкомедии.
И вот этот день наступил: вход в театр был свободен для всех желающих стать зрителями каждого из пяти постановочных эскизов, представленных молодыми режиссерами.
И нужно было видеть и слышать, как рукоплескал зал молодым дарованиям! Отметим — рукоплескал более чем заслуженно. Зрители стали свидетелями результатов поистине фонтанирующего творчества.
Внутри меня постоянно мелькал вопрос: «И это — всего лишь за пять дней?!».
Да, всего лишь за пять коротких августовских дней было создан этот удивительный, талантливый фейерверк, где, словно в калейдоскопе, один эскиз сменял другой, и вся их «разность» создала в результате то общее, ради чего открываются для нас двери театра, ради чего выходит на сцену артист: приобщение, соучастие и, конечно же, всем нам хорошо известный эффект присутствия. Произошло главное: зритель был покорен. И это при том, заметьте, что избалованную прекрасными театральными постановками Одессу покорить не так-то и просто! Потому каждое «Браво!», которое то и дело доносилось из зрительного зала — и есть, пожалуй, наивысшая оценка состоявшейся (во всех смыслах!) Международной творческой лаборатории.
Пять эскизов — пять удивительных историй
По результатам жеребьевки первым представил свою работу Александр Спиваковский из города Хмельницкого, студент V курса Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского (кафедра оперной подготовки и музыкальной режиссуры, специальность режиссер музыкального театра, руководитель курса: Н.И.Гамкало). Представленный им эскиз — отрывок из спектакля «Платея» Жан-Филиппа Рамо. Это был единственный эскиз, представленный на украинском языке. В основу сюжета положен рассказ о происхождении названия города Платеи. Согласно Павсанию, Юпитер, желая подшутить над ревнивой женой, устроил шуточную свадебную церемонию, где роль его невесты «сыграл» разряженный деревянный идол (Платея). Юнона, сорвав в ярости фату с «невесты», обнаружила подлог, и, рассмеявшись, простила своего неверного мужа.
Екатерина Зеленская из Санкт-Петербурга, студентка III курса ГИТИСа, кафедра режиссуры и мастерства актера музыкального театра, мастерская профессора Андрейса Жагарса (специальность режиссер музыкального театра) представила эскиз из мюзикла «Кордебалет» («A Chorus Line») Мэрвина Хэмлиша. Эскиз стал еще одним «показателем», как на самом деле необыкновенно сложен пресловутый «легкий жанр». Ах, казалось бы, как весело и просто: отбор в труппу кордебалета! Но какой надрыв ощущается у претендентов, какая тяжесть за спиной при всей внешней легкости и обаянии!
Молодой режиссер из Франции Ролан Боннин представил эскиз из спектакля-реквиема «Жемчужина» Фабриса Мелькио. Это трагическая история Дженис Лин Джоплин — американской рок-певицы, прожившей всего 27 лет и выпустившей лишь четыре студийных альбома (один из которых — посмертный релиз), которая считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки. На фоне войны, ядерных испытаний и яростно меняющегося мира, она умерла, «надеясь, что кто-то окажется рядом»…
Эскиз киевлянки Юлии Журавковой, аспирантки НМАУ им.П.Чайковского — отрывок мюзикла для всей семьи Романа Смоляра «Его Высочество Кролик» (по мотивам сказки Алана Милна «Принц Кролик»). Ах, как хочется Канцлеру украсить свою панкообразную голову королевской короной! Но король отказывается передавать власть Канцлеру. Все решится позже, на турнире у Короля, и, будем надеяться, хитрый Канцлер не получит власть, хотя и повторяет как мантру: «Я побеДю. Я побеЖу».
Такое возможно только в настоящей творческой лаборатории: смена декораций — и милейшая сказка о Кролике сменяется мюзиклом-триллером «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» по роману Роберта Стивенсона (музыка Фрэнка Уайлдхорна). Его представил сумчанин Максим Булгаков — студент V курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К.Карпенко-Карого (факультет театрального искусства, специальность режиссер драматического театра, мастер курса: К.М.Дубинин). Жестокий эксперимент на себе — и человек раздваивается: светлое и темное начало живут уже собственными жизнями. Дорога в ад была и в самом деле вымощена самыми добрыми намерениями. Результат ужасен: человек позволил себе выпустить наружу сидящего в нем зверя…
«Браво!» и «Бис!»
И снова — «Браво!» и «Бис!». И так не хочется верить, что уже пролетели эти несколько часов театрального необыкновенного чуда. Между тем, произошло главное: в Одесском академическом театре Музкомедии им. М.Водяного состоялась Международная творческая лаборатория!
Кто же стал победителем? Кто получил право поставить в будущем году свой спектакль на сцене театра? Это станет известно только в середине сентября, когда экспертный совет в составе директора театра Музкомедии Елены Редько, главного режиссер театра Владимира Подгородинского, художественного руководителя Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Василько Игоря Равицкого, куратора Международного театрального проекта «OpenDoors» Ирины Авериной, Олега Вергелиса и Александра Галяса назовет достойнейшего из пятерых достойных.
Пока же в истории театра и в памяти, и в душе каждого, кто побывал в этот день в зрительном зале, остались пять удивительных эскизов, пять отрывков — таких разных, с собственным «лицом», с исключительно своим видением и подходом. Единым оставалось одно: это было однозначно талантливо, пожалуй, даже неповторимо. Создавалось впечатление, что выложились на все сто и сами режиссеры, и вся труппа театра, и зрители. Впрочем, если рассуждать о единстве, то в разговоре с молодыми дарованиями я уловила еще одну удивительную общность: все они и сами в восторге от этих пяти более чем насыщенных дней. Признаются, что работать с артистами Музкомедии было невероятно интересно, а сам театр с его семидесятилетней историей и стал для них тем Королем, ради которого участвовать в турнире стало не только творческим испытанием, но и большой честью.
Оксана ЧИГИРИНСКАЯ.
ФОТО:
пресс-служба театра Музкомедии,
Ирина Пригонова