Делом всей жизни одесского инженера Мирона Бельского стало редкое хобби — коллекционирование миниатюрной книги.
Более двух тысяч экземпляров крошечных книжек собрал и описал Бельский. Двадцать пять лет он возглавлял Одесское городское общество любителей миниатюрных книг при Доме ученых. Благодаря дотошной исследовательской работе в области печатного дела и книжной торговли в Одессе Мирон Романович стал большим помощником краеведам, историкам, библиофилам и любителям старины.
Ударник производства
Мирон Бельский родился 9 января 1927 года в Одессе, на Молдаванке, в семье музыкантов. О детских впечатлениях своим дочерям Бельский всегда рассказывал с теплотой и присущим ему одесским юмором: он считал свое детство самым счастливым и бесшабашным из-за того, что его не учили музыке.
— Папа — это человек, который сам себя создал. Он рано — в 17 лет – попал в армию и отслужил семь лет на границе Польши и Германии, — рассказывает Лариса Бельская, дочь Мирона Бельского. — Так получилось, что из-за войны он окончил всего лишь семь классов. И тогда он начал заниматься самообразованием. У него был такой маленький блокнотик, куда он выписывал формулы, логарифмы, правила, упражнения, справочные данные, таблицы — в общем, все, что включает школьная программа. А потом в свободное время учил это.
По словам Ларисы Мироновны, свои первые стихи и статьи отец начал писать именно в армии. А к середине службы стал военным корреспондентом. В их семейных архивах до сих пор хранятся некоторые газетные вырезки публикаций молодого Мирона Романовича.
После демобилизации Бельский закончил Одесский политехнический институт, стал инженером-механиком. Своей профессии отдал не один год жизни на заводе «Прессмаш», где прошел путь от сменного мастера до начальника литейного цеха. Он смог «поднять» этот цех, за что был удостоен самой высокой правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени. «Еврей-орденоносец» — в шутку называл себя Бельский.
Неслучайная встреча на Староконке
Однажды, еще будучи студентом, Мирон Бельский прогуливался по Староконному рынку и увидел у одного продавца маленькую книжицу, меньше его фронтового блокнота. Это был почитаемый в семье Пушкин. Купил.
Спустя годы Мирон Романович не раз вспоминал эту «встречу», называя ее «подарком судьбы», а в 2013 году его дочь Лариса издала миниатюрную книгу «Поцелуй судьбы» в память об отце, куда вошли его воспоминания, статьи, письма и стихи.
Коллекционер очень дорожил и гордился своим «азартом исследователя», он говорил, что «коллекция должна жить — ее надо изучать, ею надо делиться, а не просто собирать для количества».
— Отец считал, что изюминка есть в каждой книге, ее надо только уметь найти, — продолжает Лариса Мироновна. — В Одессе он нашел единомышленников и организовал Одесское городское общество любителей миниатюрной книги. Течение миниатюристов было очень популярным в бывшем СССР и мы в день получали по 10-20 писем со всех концов страны. Один военный написал даже с Северного Полюса.
За что любить миниатюрные книги?
В миниатюрной книге Мирона Бельского привлекали оформление и тематика.
— Вот например эта книга со стихами Пушкина издана в музее-заповеднике поэта «Михайловское». Художник Энгель Насибулин сам рисовал все иллюстрации, которые есть в книге, вручную ко всему тиражу из 200 экземпляров, — бережно показывает маленькую книжицу Лариса Мироновна. — Или вот эта книга — «Козьма Прутков». Она была издана в специализированной типографии в Перми. Она рисованная и читается легко. К книге прилагалась лупа, хотя шрифт можно и так рассмотреть. Она интересна тем, что 13-й страницы в книге нет, но есть страница 12+1. Сделано это из-за того, что Козьма Прутков якобы верил в приметы.
— Ну, если поверить, что Козьма Прутков был реальным человеком, то можно поверить и в его привычки и суеверия, — улыбается архивариус Дома ученых Инна Рикун-Штейн.
Когда Инна Эмилевна упорядочивала архив Дома ученых, она обратила внимание на то, что именно в секции, которой руководил Бельский, — идеальный порядок ведения дела.
— С потрясающим порядком, который царил в документации секции любителей миниатюрной книги, сравниться не может никто, — говорит архивариус. — Сохранились все протоколы заседаний, все планы, написанные совершенно отчетливым почерком. По этим документам можно восстановить историю клуба от первого до последнего заседания. Кроме того, Бельский сохранял все вырезки своих газетных материалов (с названием издания и датой выхода).
Кроме того, по словам Инны Рикун-Штейн, Мирон Романович всегда с удовольствием делился всеми своими находками и помогал исследователям.
Мирону Бельскому нравилось искать и находить в архивах и библиотеках интересные факты из жизни любимого города, упорядочивать и систематизировать уникальные исследовательские материалы. Его книги — это дар и большая помощь одесситам, влюбленным по-настоящему в свой город.
Книги Мирона Бельского
«Книгоиздательство М.С. Козмана в Одессе», «Еврейские типографии старой Одессы», «Книжная торговля в дореволюционной Одессе», «Журналы старой Одессы», «Газеты старой Одессы».
Самая маленькая книга в коллекции «Олимпийская клятва» на пяти языках — демонстрация технических возможностей книгопечатания. Ее размер — 1х1 см. На каждой странице определенное количество слов. Специально к книге прилагается лупа.
Смотрите подробное интервью с Ларисой Бельской и Инной Рикун-Штейн в видеопроекте «Кофе-брейк»