Известный на весь мир путешественник-одессит Теодор Резвой в эксклюзивном интервью «ОЖ» рассказал о встрече с Кирпой, рыбалке в открытом океане, скверном сне и о том, почему не берет в морские походы сало…
Гибель Кирпы помешала рекорду
— Теодор, со времени вашего триумфального перехода через Атлантику много воды утекло, почти десять лет прошло. Насколько я знаю, у вас и после этого были попытки покорения океана… Чем сейчас живет известный на весь мир путешественник?
— Планы все те же — океанские переходы, но за последние пять лет я так и не сумел найти спонсора, который бы оплатил это недешевое мероприятие. Сейчас надежда на новую власть, потому как до «оранжевой» революции с финансированием все было в порядке…
— Когда вы последний раз пробовали покорить океан?
— Подготовка к переходу через Индийский океан началась в 2004 году. Мне помог один киевский журналист. В тот день в Одессу приехал министр транспорта Георгий Кирпа, и этот человек рассказал министру обо мне и о существующих проблемах. Кирпа сразу же отреагировал, и мне предложили в тот же день с ним встретиться. Так оно и случилось. После этого все пошло как по маслу. Он отдал распоряжения своим подчиненным, и мне стали срочно звонить и перечислять деньги. Все шло полным ходом. Но потом случилось несчастье, Кирпа погиб, и финансирование было заморожено. Я попал в трудное положение. Это как если бы вам подготовили гоночный автомобиль высочайшего уровня — бери и побеждай. Но на двигатель денег нет. В общем, я тогда как-то наскреб денег, залез в долги и вышел в море. Старт был затянут на два месяца, и я попал в сезон штормов…
— То есть ничего не вышло?
— Не совсем! Я отправился из Австралии и достиг Кокосовых островов, это две тысячи километров. То есть переход успешный, но его нельзя засчитать как пересечение океана. Этим пришлось и ограничиться. Все эти двадцать дней море находилось в состоянии шторма, я по нескольку дней даже не выходил из каютки, сидел там адраенный, пока меня бросали волны. Но самое обидное в этой истории то, что в любой момент кто-то из другой страны может совершить переход через Индийский океан и стать первым в истории. И тогда уже можно будет выделять и миллион долларов, только кому это нужно будет…
— Как говорил Гоцман, «та уже и не спешите»…
— Да-да, именно так. Обидно то, что стране это не нужно, а ведь это международный престиж, имидж государства.
Сон в океане… Это трудно назвать сном!
— Если не секрет, то в какую копеечку может влететь этот переход?
— Вы знаете, я раньше стеснялся этих цифр, думал, вот, мол, людям и на хлеб не хватает, а я тут со своими мореплаваниями. Но когда я из новостей узнал, что куклу, изображающую Юлию Тимошенко, на аукционе продали за 70 тысяч долларов, то понял, что зря стеснялся. Извините, но ведь той куклы уже, может, и нет, ее забросили куда-то в чулан и забыли. А у меня дома лежит сертификат, в котором указывается, что Украина стала первой страной бывшего СССР, чей гражданин пересек океан на весельной лодке. Так вот, для этого перехода мне нужны 80–85 тысяч долларов.
— Естественно, сами собрать эти деньги вы не можете…
— Конечно, могу! Только мне нужно будет не пить, не есть, не платить за квартиру лет пятнадцать.
— Теодор, а как в походе обстоит дело с питанием?
— Это вообще не проблема. Закупаются специальные продукты, они располагаются в специальных отсеках под палубой. Все, что нужно — открыть и залить кипятком. Получаются очень вкусные лазанья, тефтели, бефстроганов и многое другое.
— А не проще ли взять с собой массу сала?
— Я бы и брал с удовольствием, ведь сало — очень энергетически емкий продукт, но его чрезвычайно трудно провозить через границу.
— Ваш распорядок дня и ночи в океане — каков он?
— Нельзя сказать, что он как-то сильно отличается от обычного. Когда шел через Атлантику, просыпался до рассвета, греб весь день, естественно, с перерывами на чай, кофе, обед. Вечером оставлял время на то, чтобы починить что-то, подлатать. Даже читал книги. Ложился обычно около десяти вечера. Но спал очень плохо. Каюта настолько узкая и маленькая, там и повернуться трудно. Но самое главное — невозможно устроиться, найти точку опоры. Только выбрал удобное положение, тебя все время бросает, поэтому ребра, плечи, руки, ноги постоянно подвергались ударам.
Вяленый тунец — это объедение!
— Теодор, неужели вам не страшно там, в океане, когда лодку бросают волны?
— Конечно, страшно. Был такой момент в Индийском океане, когда лодка была близка к продольному переворачиванию. К счастью, обошлось. В последний момент волна отпустила и пошла на спад. Это очень опасно, потому что рубку может попросту расплющить. Именно так погиб Питер Берд, его самого не нашли, но рубка была расплющена.
— В такие моменты, наверное, начинаете жалеть о том, что вышли в океан и что вообще этим занимаетесь?..
— Нет, в такие моменты я просто сижу и жду… Депрессивные мысли бывают только в начале путешествия. Обычно это первые две недели. Так у всех гребцов. Человек в этот момент может психологически сломаться. Отдаленность от дома, морская болезнь — все это делает свое дело! Я помню, отходил от Канарских островов, и у меня перед глазами стоял вулкан Тэйдэ. Ты гребешь целый день, видишь его, утром просыпаешься, опять он, и на третий день та же картина. Такое отчаяние берет. Ты понимаешь, что ты три дня гребешь и так мало проплыл, а ведь сколько еще впереди. В первые дни плавания жизнь просто невыносима, все настолько плохо, что просто кошмар.
— Что же делать?
— Потом человек успокаивается и начинает думать —, а что же именно его беспокоит. Когда он раскладывает все по полочкам, то начинает с каждой проблемой бороться по отдельности. Конечно, отвлекает и возможность общаться с родными и друзьями по спутниковому телефону. Я всегда прошу мне рассказывать свеженькие анекдоты.
— А как же безумная радость от путешествия?
— Это третий период, когда ты справился со всеми проблемами, привык к трудностям, и тогда приходит истинная, ни с чем не сравнимая радость. Таких рассветов и закатов, такой рыбалки, как в океане, нет нигде. Вы себе не представляете, как классно ловить тунца, когда вокруг все кишит им. Выловишь рыбину килограмма на полтора, соком лимонным смажешь, два часа на солнце — вот вам и вяленая рыба. Объедение! Самое грустное, когда видишь землю. Понимаешь, что это счастье заканчивается, а вот уверенности, что еще один такой переход будет, нет…
— Из лодки не доводилось выпадать?
— Если бы выпал, то с вами вряд ли встретился. К лодке я всегда привязан, это аксиома, потому как догнать лодку вплавь невозможно, разве что в полный штиль. Это ужасно, я представлял себе этот ужас. Ближайшая земля… на несколько километров под тобой.
— То есть вы и не купаетесь во время перехода…
— Нет, это лишняя опасность, вокруг акулы и медузы, которые могут обжечь, дальше — паралич и, возможно, смерть.
Прирожденный путешественник
Теодор Резвой родился 29 мая 1968 года в Одессе. С детства ездил вместе с отцом в геологические экспедиции. Занимался альпинизмом, стрельбой из лука, большим теннисом, волейболом, у-шу, тай-квон-до, айки-до, дзюдо и другими видами спорта. С трех лет ездил верхом на лошади и немногим позже впервые сел за весла. По образованию — матрос первого класса и художник. В 2001 году первым из стран бывшего Советского Союза на весельной лодке пересек Атлантический океан. В настоящее время работает дизайнером и вынашивает планы покорения Индийского и Тихого океанов.
Не океаном единым
Мало кто знает, что прославленный мореход Теодор Резвой еще и успешная творческая личность. Вот уже много лет он вырезает нэцкэ — миниатюрные скульптуры японского декоративно-прикладного искусства, использующиеся как брелоки.
— Желание вырезать нэцкэ появилось в 80-х, когда я посмотрел советский фильм «Каникулы Кроша», — говорит Теодор Резвой. — Я начал изучать японскую историю и вообще историю Востока, и вот с тех пор этим «болею». Насколько я знаю, в Одессе, кроме меня есть всего один человек, занимающийся изготовлением нэцкэ. Для меня это не только занятие для души, но и способ подзаработать. Лишние 200–300 долларов ведь не помешают? Мои работы разбросаны по миру, в частности, одна фигурка есть у владельца крупной швейцарской компании, еще одна в Англии… Мне особенно приятно, что нэцкэ моей работы есть у нашего знаменитого земляка – Бориса Давыдовича Литвака.