Одесский режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич умер в реанимации Боткинской больницы в Москве из-за сердечной недостаточности 11 ноября 2015 года. О его сложном характере говорили разное. Но безоговорочным остается факт, что его фильмы, снятые на Одесской киностудии — «Ах, водевиль, водевиль…», «Опасные гастроли», «Двое под одним зонтом», «Сезон чудес», «Выше Радуги», «Узник замка Иф» будут смотреть еще не одно поколение зрителей. Но среди всех фильмов, снятых режиссером, наибольшей популярностью у зрителей пользуется фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978 года). «Одесской жизни» удалось поговорить с оператором картины Александром Полынниковым, который до сих пор снимает кино, пользуясь «наукой старой школы».
О работе с актерами
Александр Полынников пришел на Одесскую киностудию в качестве оператора-постановщика на год позже Юнгвальд-Хилькевича, в 1967 году. Первая лента, с которой началась их совместная работа был фильм «Внимание, цунами!» (1969 года), потом был фильм «Дерзость» (1971 года). Но, что называется многие актеры «проснулись знаменитыми» после выхода музыкального фильма о трех мушкетерах, в 1978 года.
— Последние 25 лет я занимаюсь режиссурой. Хилькевича считаю своим учителем. Я с ним начинал. Снял одну из лучших картин «Д’Артаньян и три мушкетера», которую смотрят до сих пор. Он научил меня работать с актерами.
Александр Николаевич говорит, что Хилькевич всегда очень точно ставил задачи актерам, а если надо, то умел быть гибким.
— Бывало актеры капризничали. Тогда Георгий Эмильевич говорил: «Ну, покажи, как ты это представляешь?». А потом подсказывал, как это сделать лучше, — вспоминает Полынников. — И заставлял актеров поверить в то, что они сами это придумали. Это гениальный подход! Таким образом он «воевал» с Алисой Фрейндлих во время съемок «Мушкетеров»
О самой вредной привычке
Первая профессия Георгия Юнгвальд-Хилькевича — художник. Поэтому он очень ценил изображение и композицию в кадре. Он учил операторов, с которыми работал, смотреть на мир сквозь рамки видоискателя камеры. Сверхзадача, которую он ставил перед операторами — отобрать в кадр все самое яркое и выразительное из хаоса жизни.
— Он очень обращал внимание на то, чтобы «портрет» актрисы на экране был выразительный. Он очень требовательным был именно к изображению, — рассказывает Полынников. — Кроме того, он был очень музыкальным человеком. Я продолжил эту традицию и режиссировал музыкальные картины — «Берегите женщин», «Приморский бульвар». Они стали такими, благодаря опыту работы с Хилькевичем.
У режиссера были и свои слабости, которых он не скрывал. Это пристрастие к алкоголю.
— Он иногда выпивал. Иногда мне, будучи оператором, приходилось снимать целые эпизоды без него. Но он не сожалел об этом, а когда смотрел отснятые без него кадры и говорил — «Ой, говно снял», или наоборот — «О, ничего снял», — улыбается Полынников. — При этом я не могу сказать, что у него был скандальный характер. Он был нормальным человеком, который любил жизнь во всех ее проявлениях.
Сам режиссер Юнгвальд-Хилькевичем признавался, что вся его юность была практически отравлена алкогольным восприятием жизни. Потом выпивка превратились в болезнь, которую пришлось лечить. Долгое время он не пил, но очень сожалел об этом: «Выпивка иногда дает такие неожиданные выбросы энергии, и можно делать удивительные вещи. Вообще-то я счастливый человек, потому что занимался любимым делом в те годы, когда люди жили, как скоты. Про советские времена могу сказать только одно — грязь, срань, мерзость и двуличие. Все мое поколение — алкоголики. Жить трезво в том обществе было невозможно. Знаете, ведь многие плачут по тому тупому времени. Да, можно было купить много дешевой колбасы, нажраться водки до поросячьего визга, и все! Но люди почему-то хотят оставаться рабами, на Руси это сильно развито. Впрочем, так же, как и национализм, который возникает от тупости и нищеты. Ну, как можно гордиться тем, что ты где-то родился?»
Три факта из жизни режиссера
• Третья жена режиссера Надира Мирзаева младше него на тридцать пять лет. С ней он познакомился в 1987 году, когда приступил к съемкам фильма «Узник замка Иф», в котором Надира сыграла роль Гайде, наложницы графа Монте-Кристо.
• Георгий Юнгвальд-Хилькевич открыл для отечественного кинематографа таких артистов, как Дмитрий Марьянов и Анна Самохина, впервые сняв их в своих картинах.
• По мнению самого Георгия Эмильевича картины «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993) и «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2007) были менее удачны потому, что он начал слушать мнения актеров.
не нравится мне его кино…похоже он все снимал с бодуна…