Новости Одессы и Одесской области

Такой музей есть только в Одессе (ФОТО)

Вход в Музей кино. Трагедия княжны Демидовой случилась на этом крылечкеО существовании одесского «Музея кино» известно далеко за пределами страны. Сюда стремятся знатоки и любители истории кино со всего мира. Какое-то время музей закрывали на инвентаризацию. Описали, подсчитали и выяснили: в его экспозиции находится более двенадцати тысяч экспонатов. Хранится коллекция в ветхом особняке, который когда-то принадлежал роду Демидовых. Несмотря на это, музей открыт для посетителей. «Одесская жизнь» недавно побывала там на экскурсии.

Тайны княжеского гнездаОсобняк построил русский промышленник и благотворитель Павел Демидов

Вначале экскурсии Вадим Костроменко, директор Музея кино одесского отделения Союза кинематографистов, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, оператор и режиссер, рассказал об истории здания музея.

Особняк построил русский промышленник и благотворитель Павел Демидов, князь Сан-Донато, для своей дочери Елены в 1895 году. Тут княжна должна была жить после замужества.

— В Италии было заказано 24 барельефа с портретами выдающихся деятелей культуры, — рассказывает Вадим Васильевич. – Байрон, Гюго, королева Елизавета, Шекспир, Генрих ІІ, Франсуа І, Мария Медичи, Александр Пушкин, Рафаэль, Итальянские пинии растут до сих порМикеланджело, Данте Алигьери… Есть барельеф с изображением Макиавелли. Соседствуют художник Тициан и кардинал Ришелье. Это потрясающая портретная галерея. Второй такой в Украине нет. А еще тут в круглых нишах на постаментах были бюсты, но отступающие румыны украли их в 1944 году.

Обойдя старинное здание, мы попали в небольшой дворик, тут до сих пор растут итальянские сосны-пинии, которые старшая сестра Аврора прислала из Флоренции. Эти дервья помнят главную трагедию жизни Елены Демидовой. Одесситка Соня, приревновав своего возлюбленного к княжне, вызвала Елену во двор и плеснула ей в лицо кислотой. В домовой церкви, встроенной в особняк, Демидова пыталась покончить собой, но прислуга подоспела вовремя. Впоследствии Елену отправили на лечение за границу, а в доме после революции размещался детский дом. Затем, в 1919 году, особняк отошел киностудии, а теперь тут располагается Музей кино.

Кино начиналось в Одессе!

Наконец мы в сокровищнице Музея кино. В первой маленькой комнатке собраны экспонаты, объединенные двумя Кино начиналось в Одессе!темами: история возникновения кино (от зарождения кинематографа в Одессе и его развития) и до Великой Отечественной войны. Тут экспонатов не много. Одним из самых ценных раритетов Костроменко считает аппарат, которым снимались все фильмы Довженко на Одесской киностудии.

— Эту камеру один из работников киностудии во время оккупации держал у себя под кроватью, поэтому она уцелела, — рассказывает Костроменко.

В музее хранится портрет одесского инженера Иосифа Тимченко, который за два года до братьев Люмьер изобрел аппарат для съемки и демонстрации движущегося изображения. Он снял два фильма «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». К сожалению, свое изобретение Тимченко не запатентовал. Поэтому эра кинематографа официально началась после изобретения Люмьеров. В Одессе была создана самая мощная в царской России и первая на территории Украины кинофабрика. Именно здесь по-настоящему раскрыла свой блистательный талант королева экрана Вера Холодная. На почетном месте под стеклянным колпаком находится ее перчатка. Эту перчатку Вадиму Васильевичу подарила приемная дочь Веры Холодной Нонна, приехавшая из-за границы в Одессу в 2006 году в поисках могилы матери.

Кинокамера, на которой были сняты все фильмы Александра Довженко одесского периодаВадим Костроменко пожелал сфотографироваться рядом с портретом Веры ХолоднойПерчатка Веры Холодной

Заинтересовались даже японцы

В узкой проходной комнате расположены стеллажи с альбомами фотопроб, эскизами костюмов и декораций уже послевоенного периода.

— Вот, например, можно узнать, кто пробовался на роль Д`Артаньяна. Очень хорошая проба была у Александра Абдулова, Фотопробы на роль Д`Артаньянано его театр не отпустил. Пришлось дальше искать. Но победил Миша (Боярский, — ред.), потому что там еще петь надо было, — поясняет Вадим Васильевич.

Повернув за угол мы попали еще в одно помещение, до верху заполненного картонными коробками.

— Тут вообще кладезь информации для тех, кто занимается историей кино. В каждой коробке я собрал досье на фильмы, — объясняет директор музея. — В больших коробках то, что мы снимали для проката, а вот в этих, маленьких, то, что мы снимали по заказу телевидения.

За этими материалами в музей приезжали киноведы из Канады, из США, Израиля, Франции, Польши, Голландии и многих других стран.

— Ко мне даже один японец приезжал. Он мне говорит: «Япония холосо знать, сто все кино нациналася Одесса». Я был счастлив, — улыбается Костроменко.

Тут снимались все отечественные знаменитости

Костюм Владимира ВысоцкогоНа Одесской киностудии начинали свою карьеру мэтры отечественного кино — Александр Довженко, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Станистлав Говорухин, Кира Муратова, Владимир Высоцкий… В дальней комнате, на плечиках висит старый кожаный плащ и шляпа, в которые был одет Глеб Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя» в исполнении Высоцкого.

— Специально для этой роли купили новый кожаный плащ, но Володя отказался его надевать, потому что, говорит, время действия — сразу после войны, страна нищая, раздетая, разутая, а муровец будет ходить в новеньком кожаном пальто? Что же люди подумают? Поэтому тогда взяли шкурку наждачную, «состарили» плащ хорошо. Тогда Володя согласился его надеть, — вспоминает Костроменко.

На одной из стен висит портрет королевы Анны из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» в исполнении Алисы Фрейндлих. Тот самый, который был в декорации «спальня Бекингема».

Груз проблем Музея кино

Сложно поверить, но музей существует в большей степени на энтузиазме Вадима Костроменко и его единомышленников. Хотя проблем достаточно. В том числе — с помещением.

Вадим Васильевич во время экскурсии— Когда Союз кинематографистов обратился к правительству, чтобы нам передали это здание под «Музей кино», в ответ пришла бумага: «Передать здание Союзу кинематографистов в вечное и бесплатное пользование». Мы были счастливы, мало что понимая. Потому что нужно, чтобы было написано: «Передать в собственность». А так оно осталось в собственности Одесской киностудии, которую позже продали частному лицу. И мы в результате оказались арендаторами, — сетует Костроменко.

Положение музея, по словам Вадима Васильевича, двоякое. С одной стороны, он передан музею в вечное пользование. С другой стороны, киностудия теперь принадлежит закрытому акционерному обществу, которому не интересно держать на своей территории вечного бесплатного арендатора.

— Мы обращались во многие инстанции. В том числе и в фонд госимущества, где нам сказали — частная собственность священна и неприкосновенна, но можете ее выкупить. Впрочем, должен сказать, что нынешнее руководство нас отсюда не выгоняет, спасибо, терпит и не требует с нас никакой платы. Но чтобы отремонтировать здание, нужны очень большие деньги, а мы даже не имеем права продавать билеты, потому что музей принадлежит общественной организации «Союз кинематографистов», а общественные организации не имеют права заниматься бизнесом. Так что посещение нашего музея — бесплатное.

печатная машинка, на которой под диктовку Юрия Яновского писателя и первого главного редактора Одесской киностудии машинистка печатала его произведение «Майстер корабля»портрет королевы Анны из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» в исполнении Алисы ФрейндлихТут снимались все отечественные знаменитостиВячеслав Тихонов в фильме "Жажда" 1949 года Тут снимались все отечественные знаменитостиКамера-бокс для подводных съемок. Ее использовали в фильме "Секретный фарватор" 1986 года

Идем в «Музей кино»

Адрес: Французский бульвар, 33; тел. (0482) 33-95-38 (звонить в рабочие дни).

Экскурсии проводятся во вторник, среду и четверг в 15.00. Вход — бесплатный.

Алена Швец

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции