О существовании одесского «Музея кино» известно далеко за пределами страны. Сюда стремятся знатоки и любители истории кино со всего мира. Какое-то время музей закрывали на инвентаризацию. Описали, подсчитали и выяснили: в его экспозиции находится более двенадцати тысяч экспонатов. Хранится коллекция в ветхом особняке, который когда-то принадлежал роду Демидовых. Несмотря на это, музей открыт для посетителей. «Одесская жизнь» недавно побывала там на экскурсии.
Вначале экскурсии Вадим Костроменко, директор Музея кино одесского отделения Союза кинематографистов, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, оператор и режиссер, рассказал об истории здания музея.
Особняк построил русский промышленник и благотворитель Павел Демидов, князь Сан-Донато, для своей дочери Елены в 1895 году. Тут княжна должна была жить после замужества.
— В Италии было заказано 24 барельефа с портретами выдающихся деятелей культуры, — рассказывает Вадим Васильевич. – Байрон, Гюго, королева Елизавета, Шекспир, Генрих ІІ, Франсуа І, Мария Медичи, Александр Пушкин, Рафаэль, Микеланджело, Данте Алигьери… Есть барельеф с изображением Макиавелли. Соседствуют художник Тициан и кардинал Ришелье. Это потрясающая портретная галерея. Второй такой в Украине нет. А еще тут в круглых нишах на постаментах были бюсты, но отступающие румыны украли их в 1944 году.
Обойдя старинное здание, мы попали в небольшой дворик, тут до сих пор растут итальянские сосны-пинии, которые старшая сестра Аврора прислала из Флоренции. Эти дервья помнят главную трагедию жизни Елены Демидовой. Одесситка Соня, приревновав своего возлюбленного к княжне, вызвала Елену во двор и плеснула ей в лицо кислотой. В домовой церкви, встроенной в особняк, Демидова пыталась покончить собой, но прислуга подоспела вовремя. Впоследствии Елену отправили на лечение за границу, а в доме после революции размещался детский дом. Затем, в 1919 году, особняк отошел киностудии, а теперь тут располагается Музей кино.
Кино начиналось в Одессе!
Наконец мы в сокровищнице Музея кино. В первой маленькой комнатке собраны экспонаты, объединенные двумя темами: история возникновения кино (от зарождения кинематографа в Одессе и его развития) и до Великой Отечественной войны. Тут экспонатов не много. Одним из самых ценных раритетов Костроменко считает аппарат, которым снимались все фильмы Довженко на Одесской киностудии.
— Эту камеру один из работников киностудии во время оккупации держал у себя под кроватью, поэтому она уцелела, — рассказывает Костроменко.
В музее хранится портрет одесского инженера Иосифа Тимченко, который за два года до братьев Люмьер изобрел аппарат для съемки и демонстрации движущегося изображения. Он снял два фильма «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». К сожалению, свое изобретение Тимченко не запатентовал. Поэтому эра кинематографа официально началась после изобретения Люмьеров. В Одессе была создана самая мощная в царской России и первая на территории Украины кинофабрика. Именно здесь по-настоящему раскрыла свой блистательный талант королева экрана Вера Холодная. На почетном месте под стеклянным колпаком находится ее перчатка. Эту перчатку Вадиму Васильевичу подарила приемная дочь Веры Холодной Нонна, приехавшая из-за границы в Одессу в 2006 году в поисках могилы матери.
Заинтересовались даже японцы
В узкой проходной комнате расположены стеллажи с альбомами фотопроб, эскизами костюмов и декораций уже послевоенного периода.
— Вот, например, можно узнать, кто пробовался на роль Д`Артаньяна. Очень хорошая проба была у Александра Абдулова, но его театр не отпустил. Пришлось дальше искать. Но победил Миша (Боярский, — ред.), потому что там еще петь надо было, — поясняет Вадим Васильевич.
Повернув за угол мы попали еще в одно помещение, до верху заполненного картонными коробками.
— Тут вообще кладезь информации для тех, кто занимается историей кино. В каждой коробке я собрал досье на фильмы, — объясняет директор музея. — В больших коробках то, что мы снимали для проката, а вот в этих, маленьких, то, что мы снимали по заказу телевидения.
За этими материалами в музей приезжали киноведы из Канады, из США, Израиля, Франции, Польши, Голландии и многих других стран.
— Ко мне даже один японец приезжал. Он мне говорит: «Япония холосо знать, сто все кино нациналася Одесса». Я был счастлив, — улыбается Костроменко.
Тут снимались все отечественные знаменитости
На Одесской киностудии начинали свою карьеру мэтры отечественного кино — Александр Довженко, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Станистлав Говорухин, Кира Муратова, Владимир Высоцкий… В дальней комнате, на плечиках висит старый кожаный плащ и шляпа, в которые был одет Глеб Жеглов из фильма «Место встречи изменить нельзя» в исполнении Высоцкого.
— Специально для этой роли купили новый кожаный плащ, но Володя отказался его надевать, потому что, говорит, время действия — сразу после войны, страна нищая, раздетая, разутая, а муровец будет ходить в новеньком кожаном пальто? Что же люди подумают? Поэтому тогда взяли шкурку наждачную, «состарили» плащ хорошо. Тогда Володя согласился его надеть, — вспоминает Костроменко.
На одной из стен висит портрет королевы Анны из фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» в исполнении Алисы Фрейндлих. Тот самый, который был в декорации «спальня Бекингема».
Груз проблем Музея кино
Сложно поверить, но музей существует в большей степени на энтузиазме Вадима Костроменко и его единомышленников. Хотя проблем достаточно. В том числе — с помещением.
— Когда Союз кинематографистов обратился к правительству, чтобы нам передали это здание под «Музей кино», в ответ пришла бумага: «Передать здание Союзу кинематографистов в вечное и бесплатное пользование». Мы были счастливы, мало что понимая. Потому что нужно, чтобы было написано: «Передать в собственность». А так оно осталось в собственности Одесской киностудии, которую позже продали частному лицу. И мы в результате оказались арендаторами, — сетует Костроменко.
Положение музея, по словам Вадима Васильевича, двоякое. С одной стороны, он передан музею в вечное пользование. С другой стороны, киностудия теперь принадлежит закрытому акционерному обществу, которому не интересно держать на своей территории вечного бесплатного арендатора.
— Мы обращались во многие инстанции. В том числе и в фонд госимущества, где нам сказали — частная собственность священна и неприкосновенна, но можете ее выкупить. Впрочем, должен сказать, что нынешнее руководство нас отсюда не выгоняет, спасибо, терпит и не требует с нас никакой платы. Но чтобы отремонтировать здание, нужны очень большие деньги, а мы даже не имеем права продавать билеты, потому что музей принадлежит общественной организации «Союз кинематографистов», а общественные организации не имеют права заниматься бизнесом. Так что посещение нашего музея — бесплатное.
Идем в «Музей кино»
Адрес: Французский бульвар, 33; тел. (0482) 33-95-38 (звонить в рабочие дни).
Экскурсии проводятся во вторник, среду и четверг в 15.00. Вход — бесплатный.