В феврале одесситы будут отмечать довольно необычную дату: исполняется 214 лет с момента самой большой авантюры наших предков. Речь идет о взятке императору Павлу І в виде трех тысяч отборных апельсинов. Эта двусмысленная история нашла свое отображение в виде «памятника апельсину», который был установлен в 2004 году. А в ноябре 2012 года на сцене Одесской музкомедии по сценарию КВНщиков Яна Гельмана и Игоря Лосинского была поставлена оперетта «Хаджибей, или Любовь к 3000 апельсинов».
Оригинальный способ угодить императору
После того, как в 1796 году Павел І стал на престол, финансирование строительства одесского порта было приостановлено. К 1800 году город находился на последнем издыхании. Чтобы возобновить и завершить строительство морского торгового порта, Иосиф Дерибас и его единомышленники искали разные способы получить расположение самодержавца. В январе 1800 года члены городского магистрата решили просить у императора 25-летнюю ссуду для города в размере 250 тысяч рублей, которая была необходима для завершения строительства порта. При этом одесситы отослали к «Высочайшему двору апельсиновых фруктов самого лучшего сорта три тысячи».
Обоз с фруктами отправился в Санкт-Петербург из Одессы 8 февраля, а уже 26-го император Павел Павел I милостиво благодарил за «присланные от жителей Одессы померанцы, видя в присылке сей знаки… всех их усердия». По одной из версий, именно подношение «апельсиновых фруктов» дало должное действие, и Одесса была спасена. С этого момента начинается необратимое и бурное развитие Одессы.
Одесситы говорят: гуси спасли Рим, а Одессу спасли апельсины. Поэтому обоз со знаменитыми фруктами увековечен в бронзе на бульваре Жванецкого, который местные жители называют «памятником взятке».
Среди героев — пират, парикмахер и полководец в юбке
Два исторических анекдота — о рождении Одессы и ее спасении от императорского гнева — стали основой спектакля «Хаджибей, или Любовь к 3000 апельсинов». Авторы либретто обозначили это произведение как «Шалость Игоря Лосинского и Яна Гельмана», поскольку в сюжете использованы лишь несколько достоверных фактов. Все остальное — выдумка и мифы. Однако такое «баловство» щедро оправдывается фирменным юмором «Одесских джентльменов». А еще — захватывающей зрелищной постановкой Георгия Ковтуна и музыкой Жоржа Бизе, Имре Кальмана, Фредерика Лоу, Франца Легара, Иоганна Штрауса, Исаака Дунаевского.
— Идея спектакля — родом из далекой юности, — рассказывает один из авторов сценария Игорь Лосинский. — Еще во времена нашего с Яном студенчества Валентин Крапива написал пьесу «Моя прекрасная леди Одесса». С этим искрометным музыкальным спектаклем мы объездили весь СССР. Прошли годы, и нам захотелось повторить это ощущение праздника. В нашей пьесе есть русский полководец Александр Суворов (он у нас в шотландской юбке – потому что — это смешно). Есть также бесстрашный испанец, основатель Одессы — Хосе Дерибаса, казачий атаман Антон Головатый. Девушка Екатерина — собирательный образ Одессы.
Но и другие, придуманные, персонажи спектакля появились не на пустом месте. К примеру, одна из героинь — француженка, дочь шляпных дел мастера Мишель Лантье. Говорят, в Одессе когда-то действительно жил парикмахер, француз Лантье. И даже американский одноглазый пират Поль Джонс — не плод богатой фантазии авторов. Был такой реальный человек на русской службе, воевавший под Одессой и Очаковым.
Жестокое наказание одесситам
По-своему интересна история еврейского портного по имени Янкель Гельман.
— Мой соавтор Ян рассказывал, что у него действительно был особый документ, согласно которому Янкель Гельман (его дальний родственник) был портным Суворова, — вспоминает Лосинский.
Начальник крепости Хаджибей, тоже «списывался» с реального лица. В юности Игорь, как настоящий одессит, плавал на одном из пассажирских суден, где работал переводчиком. Иногда случались казусы, которые стали хорошей основой для дальнейшего творчества.
— Мы стояли, по-моему, в Иордании. Меня капитан зовет и говорит: «Пришел очень важный человек — начальник всех портов Иордании, нужно его встретить», — продолжает рассказ Игорь. — Приходит крепкий интересный мужик, красавец, весь в белом, на голове чадра, за поясом — кинжал, рядом четыре жены — все в парандже. Человек окончил Сорбонну, знает шесть языков, долго жил в Европе, жаловался, что в Париж хочет… Вот он-то и стал прототипом начальника крепости Али Паша Хаджи-Оглы-Бей.
Наверное, самым смешным в спектакле получился образ императора Павла. Когда одесский народ выясняет, что монарх собирается остановить строительство города, слышен мотив из «Летучей мыши» Иоганна Штрауса: «За что, за что, о Боже мой?». А монарх делает решительный жест в сторону воза апельсинов, присланного одесситами: «Не принимать в казну, а отдать детям. Моим, у меня их трое». Поначалу Павел хотел сослать взяточников в Сибирь. Но потом передумал и нашел более строгое наказание. Решил отправить их туда, где вообще ничего нет — ни воды, ни дорог, а только чума, жара и море. «Чтобы подольше мучились», — кричал его величество. В общем, взяточников отправили обратно в Одессу.
Увидеть спектакль «Хаджибей, или Любовь к 3000 апельсинов» можно в Музкомедии
28 февраля в 18.30. Стоимость билетов — от 20 до 150 грн.
Видел я этот спектакль и получил большое удовольствие.