7 ноября Одесскому академическому украинскому музыкально-драматическому театру им. Василя Василько исполняется 86 лет. В преддверие этой даты «Одесская жизнь» решила узнать, о чем мечтают актеры Украинского и что сейчас предпочитают смотреть на сцене одесситы.
Пиар по-украински
Интересно, что украинский театр возник в Одессе по требованию трудящихся. Недаром он открылся седьмого ноября 1925 года, в день восьмой годовщины Октябрьской революции. Первый спектакль, «Поджигатели», ставил знаменитый московский режиссер Борис Глаголин, последователь Всеволода Мейерхольда.
Глаголин прославился тем, что любил эпатировать публику. И одесскому зрителю он приготовил нечто эдакое. На сцену украинского театра режиссер выкатил настоящий автомобиль.
Многие одесситы не раз видели реквизит на улицах города – режиссер частенько ездил на этом чуде техники (тогда машины были редкостью) в театр. Не известно, знал ли Глаголин, что такое пиар, однако иногда останавливался посреди улицы и начинал «чинить» машину: заглядывал в мотор. Конечно, люди останавливались, подходили к диковинке и тут же узнавали, что седьмого ноября на премьере можно и не такое увидеть.
Во втором сезоне — очередная диковинка. Новый художественный руководитель театра Василий Василько представил публике спектакль «За двумя зайцами» по пьесе Старицкого. Только произведение было несколько видоизмененное. В спектакле появились новые персонажи: инвалид-шарманщик, комсомольцы, спекулянты… В финале Василько использовал новую «фишку» — разоблаченный Голохвостов убегает не за кулисы, а в зал, в публику. После этого актеры выходят на авансцену и обращаются к зрителям:
– Он удрал! Держи его! Вот он! Вон там! В партере! В ложе! Держите! Он еще есть!
За смелость, новаторство поиска, за нового героя на сцене, за новую драматургию театр уже через пять лет получает имя революции и собственное здание (до этого размещался на Греческой — дверь в дверь с русским театром). А еще через 70 лет ему присвоят имя любимого режиссера, о чем возвещает табличка на театре.
Когда зритель — часть спектакля
Сегодня, в театре кроме основной сцены работают две экспериментальные площадки. Одна из них — «Сцена 38» (по количеству мест в зрительном зале). В камерной обстановке, зрители становятся участниками и соучастниками событий. По завершении спектакля они приглашаются к финальному поклону — ведь они тоже участвовали в действии.
Еще одна площадка — творческая мастерская «Зритель на сцене». Здесь тоже происходит игра со зрителем. Например, в спектакле «Украинский декамерон».
— Наш тысячный зал задействован как все сценическое пространство, но посадочных мест в этом случае лишь около ста, — рассказывает заведующая литературной частью театра Любовь Федченко. — Зрители сидят на сцене. Перед ними и вокруг них разыгрывается действо. Актеры появляются то на сцене, то в зале. Все перемешивается. Вертится сцена — и в прямом, и в переносном смысле. Смешение людей, масок, муж, жена, любовники, аутентичное пение — зрители очень любят эту современную постановку, — рассказывает Федченко.
Впрочем, вкусы аудитории (в большинстве своем это молодежь, студенты) достаточно разнообразны.
— С одной стороны, одесситы любят «За двумя зайцами», а с другой, — серьезную постановку «Эдип», — рассказала нам Любовь Федченко.
А вот заслуженный артист Украины Игорь Геращенко склоняется к серьезным постановкам, считая, что одесского зрителя нужно воспитывать.
—Театр построен на конфликте, — рассказывает актер. — Тут играют подлецов. И это правильно. Ведь так мы воспитываем зрителя. Если показывать лишь хорошее — конфликта не будет. А не будет конфликта – не будет театра.
Театр с идеями, но без денег
Судя по опросам зрителей на сайте театра, их интересует возможность заказывать билеты по Интернету, а также абонементы на месяц. Однако, пока таких услуг театр не предоставляет. Кроме того, многим бы хотелось, чтобы спектакли начинались несколько позже. Например, в 19.00, поскольку 18.30 — это все-таки «рановато для работающих людей».
Актеры тоже многое хотели бы изменить в своей работе. Все они мечтают полноценно гастролировать, возить даже в отдаленные уголки Одесской области сложные постановки, такие как «Гамлет». Однако для этого у них нет ни своего автобуса, ни достаточного количества средств.
— На билетах много не заработаешь. Да и цены на наши спектакли не высоки — от 10 до 60 гривен. То, что мы сдаем зал в аренду для показа чужих спектаклей, нас не спасает, — уверяет заместитель директора Ольга Кузнецова.
Это одна из причин, по которой пока не удается в достаточной степени обновить сценическую технику, устаревшие декорации. Не все ладно как с освещением, так и со звуком.
На все бытовые вопросы заместитель мэра Одессы Елена Павлова отвечает, что «помочь в настоящее время не представляется возможным».
Ждем на сцене
Тем не менее, театр продолжает работать. В ноябре одесситов ждут две премьеры.
4 ноября в рамках творческого вечера художественного руководителя театра, народного артиста Украины Игоря Равицкого пройдет премьера спектакля «Город моего детства».
— Равицкий долго долго искал добрую пьесу про Одессу, про одесситов и нашел пьесу Сущенко, Хаита и Голубовского «Старые дома». Она уже когда-то шла в Театре музыкальной комедии, и это был очень успешный спектакль. У нас театр драматический, и нам авторы позволили немножечко похулиганить с текстом. Мы его немножко дописывали, изменяли, — рассказала актриса Нинель Надточая, которая исполняет в спектакле одну из ведущих ролей.
10, 12, 20 ноября состоится премьера постановки «Монофобия» по пьесам Жана Кокто и Станислава Мрожека. Пьеса пройдет на сцене экспериментальной творческой мастерской «Зритель на сцене».
По словам Любови Федченко, в планах театра поставить украинского современного классика — Лину Костенко.
Обошел своих конкурентов
-
Украинский театр — пока единственный смог получить разрешение Никиты Михалкова на создание сценической версии «Утомленных солнцем».
-
Сейчас в театре можно увидеть произведение Виктора Шендоровича «Два ангела». Это первопрочтение в Украине.
-
Весь коллектив театра удостоен звания «Одессит года». В музее театра хранится Почетный знак «Хрустальная жемчужина». Впервые в истории Одессы такой награды был удостоен не один человек, а весь коллектив.