Новости Одессы и Одесской области

Тут играют подлецов

Тут играют подлецов

 

7 ноября Одесскому академическому украинскому музыкально-драматическому театру им. Василя Василько исполняется 86 лет. В преддверие этой даты «Одесская жизнь» решила узнать, о чем мечтают актеры Украинского и что сейчас предпочитают смотреть на сцене одесситы.

Пиар по-украински

Интересно, что украинский театр возник в Одессе по требованию трудящихся. Недаром он открылся седьмого ноября 1925 года, в день восьмой годовщины Октябрьской революции. Первый спектакль, «Поджигатели», ставил знаменитый московский режиссер Борис Глаголин, последователь Всеволода Мейерхольда.

Глаголин прославился тем, что любил эпатировать публику. И одесскому зрителю он приготовил нечто эдакое. На сцену украинского театра режиссер выкатил настоящий автомобиль.

Многие одесситы не раз видели реквизит на улицах городарежиссер частенько ездил на этом чуде техники (тогда машины были редкостью) в театр. Не известно, знал ли Глаголин, что такое пиар, однако иногда останавливался посреди улицы и начинал «чинить» машину: заглядывал в мотор. Конечно, люди останавливались, подходили к диковинке и тут же узнавали, что седьмого ноября на премьере можно и не такое увидеть.

Во втором сезонеочередная диковинка. Новый художественный руководитель театра Василий Василько представил публике спектакль «За двумя зайцами» по пьесе Старицкого. Только произведение было несколько видоизмененное. В спектакле появились новые персонажи: инвалид-шарманщик, комсомольцы, спекулянты… В финале Василько использовал новую «фишку» — разоблаченный Голохвостов убегает не за кулисы, а в зал, в публику. После этого актеры выходят на авансцену и обращаются к зрителям:

Он удрал! Держи его! Вот он! Вон там! В партере! В ложе! Держите! Он еще есть!

За смелость, новаторство поиска, за нового героя на сцене, за новую драматургию театр уже через пять лет получает имя революции и собственное здание (до этого размещался на Греческойдверь в дверь с русским театром). А еще через 70 лет ему присвоят имя любимого режиссера, о чем возвещает табличка на театре.

Когда зрительчасть спектакля

Сегодня, в театре кроме основной сцены работают две экспериментальные площадки. Одна из них — «Сцена 38» (по количеству мест в зрительном зале). В камерной обстановке, зрители становятся участниками и соучастниками событий. По завершении спектакля они приглашаются к финальному поклону — ведь они тоже участвовали в действии.

Еще одна площадка — творческая мастерская «Зритель на сцене». Здесь тоже происходит игра со зрителем. Например, в спектакле «Украинский декамерон».

— Наш тысячный зал задействован как все сценическое пространство, но посадочных мест в этом случае лишь около ста, — рассказывает заведующая литературной частью театра Любовь Федченко. — Зрители сидят на сцене. Перед ними и вокруг них разыгрывается действо. Актеры появляются то на сцене, то в зале. Все перемешивается. Вертится сцена — и в прямом, и в переносном смысле. Смешение людей, масок, муж, жена, любовники, аутентичное пение — зрители очень любят эту современную постановку, — рассказывает Федченко.

Впрочем, вкусы аудитории (в большинстве своем это молодежь, студенты) достаточно разнообразны.

— С одной стороны, одесситы любят «За двумя зайцами», а с другой, — серьезную постановку «Эдип», — рассказала нам Любовь Федченко.

А вот заслуженный артист Украины Игорь Геращенко склоняется к серьезным постановкам, считая, что одесского зрителя нужно воспитывать.

Театр построен на конфликте, — рассказывает актер. — Тут играют подлецов. И это правильно. Ведь так мы воспитываем зрителя. Если показывать лишь хорошее — конфликта не будет. А не будет конфликта – не будет театра.

Театр с идеями, но без денег

Судя по опросам зрителей на сайте театра, их интересует возможность заказывать билеты по Интернету, а также абонементы на месяц. Однако, пока таких услуг театр не предоставляет. Кроме того, многим бы хотелось, чтобы спектакли начинались несколько позже. Например, в 19.00, поскольку 18.30 — это все-таки «рановато для работающих людей».

Актеры тоже многое хотели бы изменить в своей работе. Все они мечтают полноценно гастролировать, возить даже в отдаленные уголки Одесской области сложные постановки, такие как «Гамлет». Однако для этого у них нет ни своего автобуса, ни достаточного количества средств.

— На билетах много не заработаешь. Да и цены на наши спектакли не высоки — от 10 до 60 гривен. То, что мы сдаем зал в аренду для показа чужих спектаклей, нас не спасает, — уверяет заместитель директора Ольга Кузнецова.

Это одна из причин, по которой пока не удается в достаточной степени обновить сценическую технику, устаревшие декорации. Не все ладно как с освещением, так и со звуком.

На все бытовые вопросы заместитель мэра Одессы Елена Павлова отвечает, что «помочь в настоящее время не представляется возможным».

Ждем на сцене

Тем не менее, театр продолжает работать. В ноябре одесситов ждут две премьеры.

4 ноября в рамках творческого вечера художественного руководителя театра, народного артиста Украины Игоря Равицкого пройдет премьера спектакля «Город моего детства».

— Равицкий долго долго искал добрую пьесу про Одессу, про одесситов и нашел пьесу Сущенко, Хаита и Голубовского «Старые дома». Она уже когда-то шла в Театре музыкальной комедии, и это был очень успешный спектакль. У нас театр драматический, и нам авторы позволили немножечко похулиганить с текстом. Мы его немножко дописывали, изменяли, — рассказала актриса Нинель Надточая, которая исполняет в спектакле одну из ведущих ролей.

10, 12, 20 ноября состоится премьера постановки «Монофобия» по пьесам Жана Кокто и Станислава Мрожека. Пьеса пройдет на сцене экспериментальной творческой мастерской «Зритель на сцене».

По словам Любови Федченко, в планах театра поставить украинского современного классика — Лину Костенко.

Обошел своих конкурентов

  • Украинский театр — пока единственный смог получить разрешение Никиты Михалкова на создание сценической версии «Утомленных солнцем».

  • Сейчас в театре можно увидеть произведение Виктора Шендоровича «Два ангела». Это первопрочтение в Украине.

  • Весь коллектив театра удостоен звания «Одессит года». В музее театра хранится Почетный знак «Хрустальная жемчужина». Впервые в истории Одессы такой награды был удостоен не один человек, а весь коллектив.

 

Ната Чернецкая

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции