Еще одни впечатления о VIII Одесском международном кинофестивале известного одесского джентльмена, драматурга, теле–и киносценариста Алексея Овчинникова.
Для начала – немного филологии. Слово «кинофестиваль» – сложносочиненное. То есть включает в себя две вещи: кино и фестиваль. (Как я дал «Капитана очевидность»?)
Так вот – фестиваль – это красная дорожка, церемонии, фестивальная площадь, выставки и концерты в ночном клубе. А главное – приток туристов. Фестивали – это события, на которых все известные фестивальные города просто тупо зарабатывают. Трудно себе представить жителя Канн (хотя, мизантропы и там найдутся), который был бы не рад кинофестивалю. Гости все равно разбредаются по городу, покупают сувениры и едят в разных кафе. Деньги текут и в городскую казну и прямо в карманы жителей. Одесса тоже зарабатывает, но могла бы делать это гораздо активней. И тут у фестиваля – огромный потенциал. Повторю, для ясности, – фестиваль, это событие для туристов, на котором горожане зарабатывают деньги. Если у кого не получается – пусть включит воображение и знаменитую одесскую коммерческую жилку. На что тут ворчать? Не знаю. Каннский кинофестиваль – вовсе не для того, чтоб жители этого городка посмотрели новинки кино.
Второе слово – кино. Тут у ОМКФ всё в порядке. Фильмы год от года все лучше. И в конкурсной программе, и в разных спецпрограммах. Их еще можно развивать и развивать. Причем, достаточно недорого. Например, ретроспективы. Я в этом году был искренне удивлен, сколько народу пошло смотреть «Джеки Браун». Жизнь скоротечна и огромная масса молодежи это кино не смотрела. Так вот, в отличие от Каннского кинофестиваля (который, как я уже писал, почти всегда не для жителей), одесские любители искусства имеют простейшую возможность познакомиться с лучшими фильмами мира, не заходя в авиакассу. Это – по-настоящему круто!
Ну и о костюмах. Фотографы вылавливают фриков, фрики позируют фотографам. Все при деле, никто никому морды не бьет. Поймите: без фриков – скучно… В икающие уже от поминаний Канны съезжаются фрики со всей Европы. Шизофреники – тоже люди, им тоже надо где-то выплеснуться.
Короче говоря – LONG LIVE OIFF!
Ну а вечером была гала-премьера Франсуа Озона. Режиссер из самых любимых. Он и узнаваемый, и разный. Видимо режиссеру скучно ограничивать себя одним жанром, и он постоянно разнообразит свое творчество. В фильме «Двойной любовник» Озон обратился к жанру «психологического триллера».
Звезда фильма «Молода и прекрасна» Марина Вакт играет истеричную девушку, которая представляет себе секс с двумя братьями, двумя психотерапевтами. Спят они то вместе, то поврозь и эти отношения становятся всё страньше и страньше. Джон Карпентер как-то сказал, что ни в каком жанре кино не бывает так много любви, как в триллерах. Ну и в «Двойном любовнике» это высказывание вполне находит подтверждение.
Кстати, фильм вызывает большие сомнения в качестве французской медицины. Героиню неоднократно осматривают врачи, но не видят у нее ни кисты, ни близнеца-паразита. А ведь все дело было именно в этом самом близнеце. Я полез в медицинскую литературу – это действительно факт. Зафиксированы случаи, когда еще в утробе один близнец поглощает другого. Эту редкую патологию и разбирает Озон в фильме.
Я так скажу – даже на неудачи большого мастера смотреть интересно. До завтра!