Председатель Одесского отделения Антимонопольного комитета Украины Юрий Кравец рассказал, что на рынке реализации продуктов питания можно выделить несколько типовых нарушений законодательства о защите экономической конкуренции.
Первая категория дел — нарушение порядка формирования цен, на что осуществляется государственное регулирование.
— В данном случае мы имеем виду субъекты хозяйствования, которые занимают монопольное доминирующее положение на рынке. Напомню, что субъекты, занимающие монопольное доминирующее положение, являются субъектами хозяйствования, доля которых составляет выше 35 %», – отметил антимонопольщик.
Вторая категория – установление монопольно высокой цены. Это нарушение фиксируется, когда субъект хозяйствования устанавливает более высокую цену, чем иные участники этого же рынка в рамках других территориальных границ – населенного пункта, района, области.
— В данной категории дел мы рассматриваем не только регулируемые цены, но и свободные цены», – добавил Юрий Кравец.
Третья категория – это установление разных цен в рамках одной торговой сети без достаточных на то оснований.
— Такие случаи неоднократно выявлялись нами на практике. В пример можно привести такой факт, когда сеть, имеющая монопольное положение в одном населенном пункте, в своих торговых точках устанавливает высокие цены без достаточных на то оснований в сравнении с другими торговыми точками этой сети, где существует конкуренция», – поясняет представитель АМКУ.
Еще одним нарушением является реализация монополистом товара по разным ценам. «Если монополист реализовывает товар конечным потребителям на разных условиях – это приводит к нарушению интересов потребителя. Если этот товар реализовывается для субъектов хозяйствования для последующего использования в хозяйственной деятельности, то это может влиять на конкуренцию путем того, что монополист будет предоставлять одним приоритет в конкуренции, другим создавать дискриминационные условия», – объяснил спикер и напомнил, что создание разных условий в конкуренции пресекается и грозит штрафными санкциями.
И последнее – это антиконкурентные согласованные действия при установлении цен, другими словами – сговор.
— На товары, где существует свободная цена, субъекты хозяйствования должны самостоятельно устанавливать цены с учетом правил конкуренции. Если есть признаки согласованности действий, что зачастую делается с целью получения сверхприбыли и завышения стоимости на товары, при их подтверждении мы принимаем решение и накладываем штрафные санкции. В случае выявления указанных нарушений, а также, если бизнес сталкивается с такими нарушениями, приобретая у оптовиков продовольственные товары, просим сообщать об этом в Антимонопольный комитет, и мы будем реагировать, – заявил Юрий Кравец.