Когда-то Бабель окрестил школу Петра Столярского «конвейером вундеркиндов», а сам профессор, упоминая о своем детище, называл его не иначе, как «фабрикой талантов». И это не было преувеличением. До сих пор диплом школы имени Петра Столярского — знак качества, свидетельствующий о первоклассном музыкальном образовании.
Трехлетний скрипач покорил город
Рассказывать о школе Столярского, не вспомнив о ее основателе, никак невозможно. Хотя Столярский и не имел полноценного музыкального образования, он был гениальным педагогом, открывшим невероятное количество талантов. Сын обычного местечкового музыканта, он начинал, играя в клезмерском ансамбле на свадьбах. Благодаря Пине, как звали Столярского родители, ансамбль был хорошо известен в родном городе. Мальчику было всего три года, а он уже прекрасно играл на скрипке, и окружающие с удовольствием платили за то чтобы посмотреть на карапуза, который бодро выводил смычком сложные мелодии.
Позже отец отвез сына на прослушивание к известному скрипачу в Киев. Однако светило остался недоволен юным дарованием и сказал, что ему придется учиться играть на скрипке, начиная с гамм. И Столярскому пришлось начинать все заново. В 19 лет он окончил одесское училище Русского музыкального общества по классу скрипки, играл в оркестре оперного театра, преподавал в консерватории.
В 1912 году Петр Соломонович открыл частную музыкальную школу, со многими учениками занимался у себя дома. А в 1933 году педагог основал первую в стране музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей. По «образу и подобию» этой школы были открыты музыкальные училища в Москве, Ленинграде и Свердловске. Методика Столярского вызывала интерес даже у профессоров консерватории, а его школа стала образцом обучения музыке.
«Беззвучная» скрипка
До открытия школы Столярский занимался с учениками у себя дома. С назначенного часа в квартире начиналось настоящее столпотворение: радостная детвора оккупировала комнаты, а мамаши, собравшись вместе, со знанием дела обсуждали специальные музыкальные проблемы.
Петр Столярский любил детей, умел найти к ним подход, а родителям часто заявлял, что их сын или дочь — «обыкновенный гениальный ребенок». С талантливых, но небогатых детей педагог денег не брал, а сам помогал им. На первых занятиях он не натирал смычок канифолью и ученики играли на скрипке совершенно беззвучно. Таким образом Столярский щадил их уши и не позволял усомниться в собственном таланте. Педагог не показывал сам, как надо играть, а внимательно слушал ребенка. Для этого он мог не один час простоять перед учеником на коленях — так ему было удобнее слушать и исправлять ошибки.
«Школа имени меня»
Более шести лет у школы не было собственного здания. В 1939 году Столярскому присвоили звание народного артиста и подарили автомобиль. На церемонии вручения наград присутствовал Сталин, который спросил, доволен ли Петр Соломонович таким признаем его заслуг. Вместо благодарности Столярский ответил: «Можете забрать свои подарки обратно, лучше постройте в Одессе школу для одаренных детей!». Было ли такое на самом деле, сказать сложно, но факт остается фактом: школу в Одессе таки да начали строить.
Для этого выбрали место, где когда-то стояла гостиница «Крымская», сгоревшая еще во времена гражданской войны. Чтобы пустырь не мозолил глаза, его засадили деревьями, и теперь их выкорчевали под строительную площадку.
Когда школу отстроили, ей присвоили имя Петра Столярского. В то время была такая странная традиция — нарекать школы и театры именами живых педагогов и актеров. И Столярский до самой смерти так и называл свое детище — «школа имени меня».
Это было очень серьезное учебное заведение, которое по уровню музыкального образования смело могло поспорить даже с консерваторией. Здесь работали талантливые преподаватели, а требования к ученикам были очень жесткими. Одни не выдерживали и уходили сами, других отсеивали, но для тех, кто окончил школу Столярского, путь в любую консерваторию был открыт.
Во время войны Столярского с семьей эвакуировали в Свердловск, где он организовал музыкальную школу. Давид Ойстрах предлагал ему переехать в Москву, но Столярский мечтал вернуться в родную Одессу. В апреле 1944 года, узнав, что фашисты подожгли школу, Столярский попал в больницу с инсультом, а через две недели умер.
Школу Столярского отстроили только через восемь лет, но она стала самым достойным памятником великому педагогу.
Школа Столярского продолжит работу
Несмотря на мировую славу школы Столярского, в середине декабря прошлого года Одесский окружной административный суд принял решение закрыть учебное заведение. Причиной стало требование ГСЧС из-за нарушения правил пожарной безопасности — отсутствия пожарной сигнализации и системы тушения. Общая стоимость таких работ составляет 2,8 млн. грн., но таких денег у школы просто нет.
Не смог помочь знаменитому учебному заведению и Одесский горсовет. Дело в том, что школа подчиняется и финансируется Министерством культуры и, согласно Бюджетному кодексу, городская власть не имеет права выделять ей деньги.
Руководителям школы Столярского пришлось подавать апелляцию и обращаться в Киев. И результат не замедлил себя ждать. Появилась надежда, что школа может получить государственное финансирование на устранение всех «пожарных» недостатков. Первым делом планируют отремонтировать спальный корпус, в котором 60 ребят находятся круглосуточно. Всего в школе обучается более 400 человек.
По окончании работ школу ждет повторная проверка.
Фото: Википедия
Мелкие не в вопросе, там сразу протокол на стол и вперод — платите штраф. И потом. Если до этого категорически не выполнялись предписания, можно было опечатать пару нужных помещений или таки накатить бумагу и прокурору и ув местную власть или таки дойти до Киева… Но этого не сделали. Её маЁ!, ну спросили бЫ таки у меня! #школастолярского #одесса #заодессу
— Ну, у меня Пётр Бойко (Peter Boiko) не полный диплом, не первоклассное но таки музыкальное образование данной школы… А по поводу всех противопожарных мероприятий, как специалист ГосПожНадзора, с практикой и стажем, скажу — таки за уши притянуты вопросы… Скорее был наезд. И потом. Все школьные учреждения проверяются два раза в год. По выявленным нарушениям пишется предписание.