Статьи

Нужен ли Пушкин в Одессе: опрос одесситов о сносе памятника (видео)

В Одессе не утихают страсти по поводу деколонизации. Освободив город от памятников Екатерине и Суворову, власти решили, что пора и памятник Пушкину из городского пространства удалить. Глава Одесской обладминистрации издал соответствующее распоряжение и обязал мэрию Одессы демонтировать монумент. Но в горсовете своя точка зрения относительно памятника, расположенного в охранной зоне ЮНЕСКО.

Однако главный вопрос в том, что думают сами одесситы. Наша редакция предложила всем лично высказаться по этому поводу — прямо возле «спорного» памятника Пушкину. Пришли несколько десятков человек, большинство — старшего возраста. Что они сказали, узнайте из нашего материала.

Больше не культурное наследие

Инициатива демонтажа памятника Пушкину, по словам председателя Одесской ОВА Олега Кипера, принадлежит центральным органам власти. Ныне монумент поэту — так же как и памятник Воронцову на Соборной площади, — исключен Кабинетом министров Украины из Государственного реестра недвижимых памятников культурного наследия национального значения. А это означает, считает Кипер, что под охраной ЮНЕСКО они не находятся.

Читайте также: Где в Одессе можно встретить Пушкина: прогулка по «народной тропе» (фоторепортаж)

— К нам поступаломного жалоб от местных жителей на то, что в период войны в городе продолжает стоять подобный памятник. Уверяю, эта проблема очень скоро будет решена, — заявляет Кипер, — Все необходимые документы оформлены, соглашения подписаны, юридические вопросы решены.

Правда, сроки, в которые будет снесен памятник, глава ОВА пока не уточнил.

В ожидании ответа ЮНЕСКО

Памятник планируют разместить во дворике скульптур Одесского литературного музея. А осуществить демонтаж монумента, согласно распоряжению Кипера, обязан муниципалитет города. Но в мэрии это выполнять не спешат.

Ведь памятник Пушкину находится в охранной зоне ЮНЕСКО. И, чтобы демонтировать его, горсовет должен получить ответ от этой организации.

Читайте также: Одесские власти попытаются спрятать памятник Пушкину, чтобы не сносить, — СМИ

— Закон о деколонизации имеет ряд исключений. В частности, исключениями являются зоны объектов всемирного культурного наследия, — утверждает директор департамента культуры, международного сотрудничества и евроинтеграции Иван Липтуга, — То есть вся охранная зона Одессы площадью 618 га под это подпадает. На любое действие там — от изменения планировки квартала до простой замены труб — нужен ответ от ЮНЕСКО.

По его словам, сейчас горсовет обратился с письмами в Министерство культуры и иностранных дел, а также связался с ЮНЕСКО по поводу того, что делать дальше с памятниками в охранной зоне.

Читайте также: Одесса после деколонизации и декоммунизации: что будет с культурным наследием города

— Но ЮНЕСКО — очень осторожная и бюрократизированная организация. Поэтому быстро от них ответа мы не получим. Это очень долгая процедура. Мы пишем в Минкульт, они пишут в исполнительный совет ЮНЕСКО в МИД, МИД отправляет запрос в Париж. И по такой же цепи ответ возвращается к нам, — рассказал чиновник.

Экспертиза для художников и исторических деятелей

Председатель ОВА Кипер, приказывая снести памятник Пушкину, выполняет статью Закона «Об осуждении и запрете пропаганды российской имперской политики в Украине и деколонизации топонимии», где указано, что демонтажу подлежат монументы художникам, которые «в литературных и других художественных произведениях поддерживали, глорифицировали и оправдывали имперскую политику или призывали к русификации и украинофобии». Поэтому, прежде чем решать судьбу памятника Пушкину, творческому наследию поэта надо назначить соответствующую литературоведческую экспертизу, считает историк Александр Бабич.

Читайте также: Не такой уж и свободолюбивый: 7 мифов о Пушкине в Одессе от экскурсовода

— Надо выяснять, чего у него было больше: «Клеветникам России» или «… и на обломках самовластья…»? Соответствующую экспертизу надо сразу заказывать по Сосюре, Тычине, Гоголю, Бабелю или лауреату двух Сталинских и одной Ленинской премии Александру Довженко, — уверен историк, — и по итогам таких экспертиз принимать соответствующие решения. То же самое надо делать в отношении «руководителей территориальных образований империи». Потому что убирая Томаса Кобле с Коблевской, надо быть последовательными и убирать его непосредственных руководителей — Ришелье и Ланжерона. А также — равнозначных им Воронцова и Де Рибаса. Потому что их титулы и воинские звания в полной мере подпадают под норму закона. Закон должен быть единым для всех! Россия умела и умеет манипулировать и присваивать то, что ей выгодно. И украинцы должны решить, отказываются ли они от своего культурного наследия. Гоголь наш — или отдаемо его россиянам? Советские таланты Украины — они чьи? Украинские солдаты, офицеры и генералы, которые тоже уничтожили нацизм и Гитлера, — они наши, или забываем эту страницу героизма украинцев?

Опрос «Одесской жизни»: что делать с Пушкиным

«Одесская жизнь» спросила одесситов, поддерживают ли они снос памятника Пушкину.

Георгий Александрович Бербер: Его памятник поставили третьим в городе. Это свидетельствует о том, что одесситы его уважали. И снос памятника — это уничтожение Одессы. Александра Борисовна: Это и часть города, и литературный знак отличия, и исторический памятник, и дух Одессы. Поэтому все, кто это затеяли — и с памятниками, и с улицами, — они не любят Одессу. Они завидуют ей — ее креативности, свободному духу этого города.

Алла: Уничтожать историю мы вообще не имеем права. Потому что будем нести определенные уроки истории. А если граждане считают ненужным, чтобы эти памятники существовали в городе, надо перенести их в музей.

Александр: Лучше перенести в музей, чем уничтожать навсегда. Потому что это какая-то часть нас.

Лилия: Полностью согласна, что памятник надо перенести. Историю надо учить, знать, делать из нее выводы. И таким памятникам не место в пространстве нашего города.

Елена: Это просто несвоевременно. Все должны вернуться в город после войны. Проведите референдум, и пусть каждый выскажет свое мнение. И тогда принимать решение.

Оксана: Я считаю, что лучше насаждать свое, а не сносить чужое. Чужое должно остаться. Но рядом должны появиться памятники украинским поэтам и писателям.

Андрей: Раньше люди впитывали культуру города. Мой дед сдавал деньги на этот памятник. И я тут костьми лягу, чтобы его не снесли.

Дина Константиновна: Когда памятники будут вырваны из городского пространства и их в какой-то парк засунут — это как взять драгоценные украшения и бросить в какое-то непонятное место. Они будут вне контекста. А на перенос памятников потратят деньги.

Назар: Я понимаю, что сейчас война. Но это не должно влиять на культурные памятники. Потому что это не является вопросом первой необходимости.

Борис Исаевич: Мои предки давали деньги на этот памятник. Памятник был, есть и, я уверен, будет. И никто не посмеет его снести. Когда меня спрашивают, живу ли я в Одессе, я всегда отвечаю: нет, Одесса живет во мне. Так вот, памятник Пушкину — это та частичка, которая живет во мне.

Вас также может заинтересовать: Александр Пушкин: что писал русский поэт и почему его произведения продвигали в украинских городах (видео).

Share
Редакция

Редакция «Одесской жизни». Пишем о том, что происходит в городе, замечаем важные детали и знакомим вас с интересными людьми.

View Comments

  • Провокаторы, раздражающие одесситов,вам больше нечем заняться?

    • А что одеситы делают для пресечения провокаторов?
      Коменты на сайтах пишут?!
      Ну-ну!!!!

  • Согласен снести памятник Пушкину вместе с инициатором данного проекта

  • Це наша історія і змінювати це непотрібно. Пам,ятник Пушкіну зруйнуєте, потім Воронцова та Дерібасу, що залишиться після нас. А ШЕВЧЕНКО також потрібно зруйнувати тому що він служив царю в російськой імперії. За снос пам,ятників в більшості виступають люди з інших регіонів України, одесіти усі проти цього. Що залишиться після цього ,,пустеля,, що побачать туристи після війни ,,Кадор,, та обл.адміністрацію???

  • По-перше, цей Кіпер - відоме брехло(достатньо згадати, як він нахабно заперечував побиття людей ТЦКашниками), а по-друге, цей пам'ятник Пушкіну був встановлений ще у 19 ст. саме за бажанням і за кошти самих одеситів. А отже , цей пам'ятник Пушкіну одночасно є і здавна відомою частиною славетного міста Одеси, і частиною історії міста Одеси. До того ж, Пушкін вже давно загальновідомий світовий класик.
    А тому пам'ятник Пушкіну зносити не можна ні в якому разі !!!

  • Я часто слышу в городе от одесситов, что им до фонаря, какая власть будет в городе - украинская или расейская. Многие с нетерпением ждут победы карлика-педофила и думают, что при власти ху.....ла они заживут роскошной жизнью. До опыта Донецка и Луганска им глубоко фиолетово. Самодержавная расея и теперешняя РФ - никогда не признавали и не будут признавать Украину. Так что нечего делать в нашем городе ловеласа пушкиным и его собратьям по разуму. Кипер все делает правильно, 100 процентово.

    • Владимир Вы слово расея написали правильно рф с большой буквы,понятно,что есть правила правописания,котрые работают на уровне подсознания и мы машинально пишем названия стран с большой буквы,но рашка этого не заслуживает...А вообщее за комментарий огромное спасибо

    • Так Одесса - расейское название. Пока империя сюда не пришла, это был испокон Гаджибей.
      Где переименование города????
      А то понаезжали чичибураторы, истории не знают, а лезут шестерить за какие то идеи.
      В окопы что то не идут с оккупантами бороться.

  • Памятники Пушкину, Воронцову ни в коем случае нельзя демонтироват. Это визитные карточки нашего города. Поставлены они на средства горожан. Конечно ломать не строить. Я не думаю, что коренные одесситы поддержат этот бред.

  • Снос одного из символов Одессы - варварство, Это наша история, это украшение города. Пушкин посвятил Одессе немало произведений. И эти дискуссии горсовета абсурдны.

  • Интересно,те люди которые предлагают убрать памятник,знают на какие средства он был установлен? Жители города собирали деньги на его установку,в их числе были и мои предки. Вопиющие невежество, вообще поднимать этот вопрос. Это наша ИСТОРИЯ и мы ею гордимся.Ни один нормальный одессит не поддержит этот бред.

    • А какой ценой городу были вручены награды за оборону от нацизма кто то знает?
      Сколько погибло одеситов в боях с окупантами и под бомбежками кто то помнит?
      Но все одесосы промолчали, когда паЦриоты разрушали мемориал на пл. 10 апреля, а тут закудах али.
      Молчите дальше, рабы!

  • Глава ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ пусть занимается ВОЙНОЙ а не х.......

  • Большевики тоже все сносили давайте не будем им подражать.

    • А вы думаете у комунистов и нацистов различные методы?
      Абсолютно нет, одни и те же методички, только в одних идут к победе комунизма, а в других - национализма,(нацизма).

Recent Posts

  • Новости

Не только по графикам: часть Одессы останется без света на весь день – проверьте свой адрес

Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе продолжаются плановые ремонтные работа на электросетях.… Read More

2024-11-23
  • Статьи

День памяти жертв Голодомора: трагедия, которую нельзя забыть

Каждый год в четвертую субботу ноября (в этом году это сегодня, 23 ноября) Украина склоняет… Read More

2024-11-23
  • Новости

Война, день 1004-й: как россияне планируют разделить Украину

Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, начались 1004-е сутки с начала широкомасштабной вооруженной агрессии… Read More

2024-11-23
  • Статьи

Голодомор: советский коммунист написал книгу — как отбирал зерно

Обратить внимание на три новые грани Голодомора, память жертв которого мы вспоминаем сегодня, 23 ноября… Read More

2024-11-23
  • Новости

Отключения света в Одессе сегодня: как будут выключать электричество 23 ноября (график)

Сегодня, в субботу, 23 ноября 2024 года, в Одессе и Одесском регионе, как и по… Read More

2024-11-23
  • Новости

Почти 200 домов повреждены в Одессе в ноябре: что решил горсовет

В ноябре из-за российских атак в Одессе пострадало 192 жилых дома, в том числе многоквартирные… Read More

2024-11-23