Почему-то считается, что понятие «заброшка» в городе-миллионнике означает какую-нибудь небольшую развалюху где-то на окраине. Ничуть не бывало. Порой наши «заброшки» красуются в центре города, поражают воображение размерами и пугающе смотрят на нас, словно спрашивают: «И как вы довели меня до жизни такой?». (Републикация материала от 8 декабря 2019 года, с обновлениями).
Памятник архитектуры
Мужчинам на заметку. Пять лучших подарков на 8 марта. Сохраните этот список, он облегчит вам жизнь и приятно удивит любимых женщин.
На сей раз я говорю о некогда женской гимназии, позже – фабрике одесского мороженого, именуемого в последние годы своего существования «Полярная звезда». И вот уже много-много лет – ни гимназии, ни мороженого. Одно лишь огромное здание с не менее огромной трубой. Оно занимает целый квартал, и им можно «наслаждаться» с улиц Старопортофранковской и Мечникова. Есть чему поражаться, честное слово.
Ресурс «Домофото. Ахитектурная фотобаза» дает нам справку об этом историческом доме: «Начало строительства – 1892 г. Окончание – 1893 г. Архитекторы – С.Ландесман, Г.Левин. Стиль: неоренессанс. Текущее состояние: не используется (заброшено), назначение: завод мороженого «Полярная звезда» – бывшая ІІ-я женская гимназия… Здание является памятником № 818-Од архитектуры и градостроительства местного значения под названием «Дом доходный» и памятником истории местного значения (В здании в 1922 – 1924 гг. (в доме профтехшколы № 1) учился конструктор ракетно-космической техники, акад., Дважды Герой Социалистического Труда Королев С. П.)»
Имеем пока еще не руины
О том, что здесь была гимназия, свидетельствуют сохранившиеся медальоны на фасаде здания. О том, что оно теперь – заброшка, и «свидетельств» не надо. Стоит себе, разрушается потихоньку, рядом ходить (обошла его со всех сторон) страшновато. Одним внешним видом пугает.
С каких пор пустует? Да давно уже, с начала двухтысячных. Были суды по «дерибану» «Полярной звезды», потом одесские СМИ сообщали, что памятник архитектуры потом продавали-перепродавали… Суть на сегодняшний день одна: мы теряем очередное наше достояние, имеем пока еще не руины, но нечто давно пустующее и разрушающееся. Ситуация – почти, как еще недавно с домом Руссова.
Конечно, о том, что здесь была гимназия и та же профшкола, уже мало кто помнит. Одесситы вспоминают вкуснейшее (потому что «родное») одесское мороженое, а на остановке на Старопортофранковской, еще можно разобрать буквы, оставшиеся от словосочетания «Полярная звезда». Теперь здесь полная разруха, тот самый кошмар «средь бела дня», к которому мы уже даже и привыкли. Проходим мимо, проезжаем – уже и не удивляемся.
Пока не развалины
Со стороны улицы Мечникова, где более «глухая» обстановка, у здания бродят бродячие псы, тусуются какие-то маргиналы. А между тем здесь еще можно разглядеть «приметы» старого кафе, работавшего при предприятии. Одесситы шутили: «Здесь можно поесть самое свежее одесское мороженое «с пылу, с жару».
Сейчас – заколоченные ворота и двери, зияющие дыры, огромные трещины, выбитые стекла окон. В общем – те самые зловещие еще не развалины, на которые, впрочем, уже смотреть страшно. Местные жители говорят, что вовнутрь, несмотря на колючую проволоку по периметру и прочие «преграды», кто-то все равно умудряется забираться. Так забирались в Масонский дом. Он рухнул.
Подождем?
Фото автора
Мария как будто всё правильно, но отсутствует самое главное фамилия владельца или хотя бы название компании владельца. А без этого ваша статья пустой звук. Стыдно за беззубость