Недавние масштабные оползни в Южном заставляют одесситов и ученых вновь обратить внимание на проблему побережья в черте и окрестностях города. По мнению специалистов, к обвалам приводят, с одной стороны — массовая застройка склонов, с другой — игнорирование необходимости реконструкции систем береговых укреплений, которые строили еще в 60-80 годах прошлого столетия. С учетом состояния противооползневых сооружений города и отсутствия перспектив бюджетного финансирования работ, результат для Одессы может быть критическим. Насколько — узнавала корреспондент нашей газеты.
Стройки рушат почву
Обвалы грунта угрожают целостности зданий почти по всей береговой линии Одессы. Земля под дорогими новостройками постепенно деформируется и сползает. Евгений Черкез, декан геологического факультета ОНУ им. Мечникова уверен, что ситуация обостряется с каждым днем. По его словам, исследования побережья от Ланжерона до Аркадии показали признаки формирования пустот в почве:
— Под воздействием тяжести фундамента и свай, которые вбивают при строительстве, появляются микротрещины. Через них вымывается красная глина и карбонаты, что впоследствии формирует пустоты, которые способствуют оползням.
А вот начальник отдела инженерной защиты города и развития побережья Одесского горсовета, Виталий Парфенов не видит угрозы:
— Мы проводили анализ воды и не выявили никаких примесей. Комиссия дала заключение, что никаких пустот нет.
Но геологи настаивают, что отсутствие в подземных водах примесей вовсе не говорит о том, что пустоты не формируются, и постоянно напоминают о высокой оползневой опасности на одесских склонах. Причем с этой проблемой постоянно борются уже десятки лет.
В 60-70 годы прошлого века одесские склоны от парка Шевченко до Аркадии массово засаживали деревьями, чтобы таким образом укрепить глинистую почву. При этом на обрывах категорически было запрещено строить высотные здания. Редкие высотки в этой зоне находились только в тщательно изученных и проверенных местах.
Исчерпанный ресурс
Обвалы на одесском побережье — явление обычное и сопровождает оно наш город, к сожалению, со дня его основания. Случались и настоящие катастрофы, когда склоны рушились, унося с собой целые прибрежные поселки:
— За полторы сотни лет Одесса лишилась немалой части своей территории — участка длиной около 20 км и шириной около полутора. Главные причины оползней — грунтовые и поверхностные воды, морской прибой и крутизна склонов. — рассказывает Евгений Черкез.
Поэтому в 1960 году начал реализовываться долгосрочный комплексный проект защиты побережья. Всего за 20 лет обустроили 10-12 км, от Ланжерона до 16 ст. Б.Фонтана. Работы проводились в нескольких направлениях.
- Во-первых, изменяли профиль склонов, так чтобы вместо почти отвесного обрыва образовались пологие спуски с террасами. При этом укрепляли их растениями.
- Во вторую очередь, решили бороться с «лишней водой». Тогда создали две системы дренажа в грунте. Для отвода воды после сильных дождей проложили целую сеть водостоков. А для стока подземных вод на глубине 40 метров были построены длинные галереи, по которым вода собирается выводится в море.
- Третьим этапом защиты побережья стали крупномасштабные гидротехнические работы в море. Чтобы предотвратить разрушительное действие волн, особенно в штормовой период, перпендикулярно берегу были размещены бетонные пирсы. Их расположили на расстоянии нескольких сот метров друг от друга, а между ними — на суше, производили намывку песка. По тем нормам ширина береговой зоны, то есть пляжей, должна была достигать 45 метров. В море же на расстоянии 50-60 метров от берега поместили сплошной волнорез из бетонных блоков, чтобы гасить силу удара волн.
Снежный ком проблем
Элементы советского берегоукрепления работают и сегодня, но, по наблюдениям специалистов, не так эффективно, как хотелось бы. Пирсы были изначально построены недостаточной длины, а волнорезы оказались малоэффективны — они должным образом не гасят волну, — считает декан геолого-географического факультета Евгений Черкез:
По этим причинам многие одесские пляжи очень быстро размываются, их надо все время пополнять песком.
Но за последние 25 лет в Одессе только один раз масштабно намывали песок – в 2007 году. Увы, но работы были произведены некачественно, без учета характера течений и качества самого песка, и за 5-7 лет «намыв» практически полностью «растворился». Об этом красноречиво говорит ширина городских пляжей.
Еще одной причиной оползней Юрий Верба, проектировщик систем берегоукрепления, называет катастрофическое состоянии сооружений для отвода грунтовых вод:
— Одессе срочно необходима новая концепция для реконструкции построенного бегегоукрепления, которое уже отработало свой расчетный срок эксплуатации и работает неудовлетворительно.
В управлении инженерной защиты города нам пояснили, что денег на эти работы в бюджете нет.
— Каждый год мы обследуем сооружения, производим точечный ремонт. Это то, что в наших силах. Мы не раз обращались к правительству Украины, чтобы из бюджета выделили деньги и на намыв песка, и на ремонт всех берегоукрепительных сооружений, но нам отказывают, — рассказывает представитель управления Виталий Парфенов.
И добавляет, что застройщики в береговой линии обязаны проводить работы по укреплению склонов, так как Генплан 2015 года официально признает всю прибрежную территорию оползнеопасной. Прописано в документе и то, что ситуация требует проведения срочных берегозащитных работ. Но таковые в Одессе проводятся в единичных случаях. А проверить, выполняется ли это условие, городские службы не могут. По закону с них сняли эти полномочия.
Как избежать катастрофы?
По мнению геологов, чтобы предотвратить оползни, необходимо срочно принимать меры:
- необходимо экстренное восстановление дренажной и канализационной систем, ремонт гидротехнических сооружений.
- подземные катакомбы под жилыми домами и автодорогами нужно укрепить, так как они под угрозой обрушения.
- предотвратить деформацию и обрушения жилых домов в исторической части города (Молдаванка, Слободка, центр), где постоянно повышается уровень грунтовых вод и рушатся старые подземные коммуникации.
- немедленно прекратить многоэтажную застройку в прибрежной зоне.
- постоянно следить за уровнем грунтовых вод, а также разработать проект третьей очереди противооползневых сооружений.
Не только одесская проблема
Остановить оползни в Черноморске тоже пока не удается. Сегодня ситуацию в прибрежной зоне города язык не поворачивается назвать благополучной. Оползневые процессы на улицах Морской, Тенистой и Приморской хоть и удалось замедлить, но полностью остановить разрушение пока не удается. Эти неутешительные данные были озвучены в ходе заседания комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций в Одесской облгосадминистрации.
По подсчетам властей и экспертов, ущерб от оползней в Черноморске составил 100 миллионов гривень. После оползня в ноябре 2016 года, пострадали 16 частных жилых домов, которые позже признали непригодными для жилья. Однако ситуация не стабилизировалась: геофизические исследования показали продолжающуюся активизацию оползневых процессов.
Облгосадминистрация весной этого года разработала проект берегоукрепительных и противооплзневых мероприятий. На них Черноморску нужно 155 миллионов гривень. Часть денег — 68 миллионов, удалось выделить из городского бюджета, но этого оказалось недостаточно. Оставшуюся сумму планировали получить из резервного фонда Кабинета министров. Однако «заявку» местных властей в правительстве не одобрили, указав на недочеты в документации.
Сейчас Черноморский городской совет исправил ряд замечаний Минфина в пакете документов для получения денег на ликвидацию оползневых процессов в одном из микрорайонов города. А пока все берегоукрепительные работы из-за отсутствия финансирования остановились.
Фото:omr.gov.ua
За счет городского бюджета обязательно нужно профинансировать выполнение проекта укрепления склонов в местах перспективной застройки со сметой. Затем в цене за аренду участка должны быть выделены суммы, которые обязательно расходуются на укрепление склонов. И ни на что больше.Кто будет выполнять работы — это уже другой вопрос. И необязательно застройщик. А заказчиком должна выступать ответственная городская служба.
Ведь все равно побережье будут застраивать — хоть гопки скачи.