С 1 сентября 2018 года в обычных школах будут создавать инклюзивные классы. На первый взгляд, идея проста: дети с особыми потребностями, которые ранее учились в интернатах или на домашнем обучении, смогут посещать общеобразовательные школы. Для успешного объединения и социализации этих групп детей, необходимо учитывать целый ряд нюансов. Своим опытом с одесскими педагогами поделилась консультант из Израиля Марина Кристов. «Одесская жизнь» выясняла, с какими проблемами сталкиваются школы-«первопроходцы» при организации инклюзивных классов, и как этот вопрос в нашей стране регулирует закон.
Идеальная среда создается нами
Марина Кристов консультирует и создает программы «вмешательства» уже более 10 лет. По опыту она знает, что залогом успешного функционирования инклюзивных классов является командная работа всех участников процесса. Израильский специалист считает, что в первую очередь педагогов и родителей следует научить «философии инклюзии». У нас это прописано в законе.
Так, «директора должны создать готовность школы, обеспечить методологическими знаниями и провести психологическую подготовку персонала». Также руководители учреждений должны подготовить физическое пространство для детей с особыми потребностями, рассказывает Марина Кристов. Кроме того, в школе нужно собрать команду специалистов, в которую войдут: логопед, дефектолог, психолог, специалист по лечебной физкультуре. Система строится на индивидуальном отношении к каждому ребенку.
Важно работать и с родителями, причем и здоровых школьников, и детей с особыми потребностями. Ведь часто и те, и другие испытывают страх. Одни боятся, что их дети недополучат внимания от учителей, других беспокоит, как ребенок справится с новой средой. «Идеальной среды никогда не будет, мы ее создаем сами, каждый со своей стороны», — делится опытом Марина Кристов.
Законные основания для реформации
По словам Ирины Столбовой — заместителя директора департамента образования и науки Одесского горсовета, сегодня вопросу создания инклюзивных классов надо уделять больше внимания.
— Интернаты будут перепрофилированы. А это значит, что многие дети с особыми потребностями пойдут учиться в общеобразовательные школы.
Правительство обосновывает необходимость реформации тем, что «обучение детей в интернатах приравнивается к содержанию в местах несвободы». Дети должны быть социализированы, обучены и конкурентоспособны. Поэтому необходимо развивать инклюзивное образование. Первое положение о нем было принято еще в 2011 году. Изменения и уточнения внесены в августе 2017-го. Если раньше у учебного заведения были основания отказать в приеме «необычного» ребенка, то теперь школы обязаны принять ребенка с особыми потребностями «по прописке». Только необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Заявление в школу подается за год.
Инклюзивные классы теперь не ограничены количеством учащихся. Для их работы выделяется государственная субвенция, а учителю таких классов предоставляют ассистента. Также по закону предусмотрены ассистенты для ребенка с особыми потребностями.
А вот как протекает этот процесс «на деле», мы узнали в школе, где уже существуют инклюзивные классы.
Проверено: это работает
Мы отправились в школу №12 Суворовского района. Здесь действуют три инклюзивных класса, в каждом по три ребенка с особыми потребностями.
— Приходилось собирать информацию по крупицам, ездить на семинары, перенимать опыт коллег, ведь нас в университетах не учили, какие дети бывают на инклюзии и тем более, как с ними работать, — вспоминает Елена Андреева-педагог-новатор.
В этой школе не было родителей, которые были бы активно против, чтобы вместе с их детьми учились ребята с особыми потребностями.
— Мы провели разъяснительную работу, и родители с двух сторон объединились, чтобы процесс проходил для всех комфортно, — поясняет Татьяна Стефишина, учитель в инклюзивном классе.
Все зависит от позиции школы и учителя в частности, — добавляет педагог.
Ее слова подтверждает Оксана Волынец, мама ученика инклюзивного класса:
— Учитель уделяет достаточно времени всем. Каждый занимается согласно программе. Дети с особыми потребностями в нашем классе сидят с ассистентами. Если что-то не так с ребенком, его уводят из класса, а другие продолжают заниматься, поэтому на учебный процесс негативного влияния нет.
Также Оксана говорит, что дети быстро привыкают к тому, что с ними учатся «необычные» одноклассники, а сопровождающие ассистенты (или родители) хорошо справляются со своей задачей.
«Кочки» на пути инклюзии
По дороге к чему-то новому всегда возникают трудности и проблемы. Не стал исключением и процесс внедрения инклюзивных классов.
Когда ребенок с особыми потребностями поступает в школу, специальная комиссия определяет, необходим ли этому ученику «тьютор». Сейчас таких специалистов крайне мало. Законом определено, что директор школы должен отправить заявление в «службу труда и социальной политики» о предоставлении специально обученного человека, который и будет сопровождать ученика с особыми потребностями. Однако на практике это не работает, да и профессии такой в Украине сейчас нет.
По словам Елены Эсауловой, представителя организации «Особые дети», к ним с этой проблемой обращаются многие родители «особенных» детей:
— Люди ищут тьютеров через общественные организации. В социальных службах даже не слышали о таких людях, и что они должны быть.
В некоторых инклюзивных классах есть ассистенты учителя, но это не то же самое, что тьютор. Первый — помогает учителю, а второй является «тенью» «особенного» ученика.
— В нашем классе нет ассистента преподавателя, потому что никто не хочет идти на маленькую зарплату, — рассказывает Татьяна Стефишина, учитель в инклюзивном классе.
Не лучше обстоят дела и с узкими специалистами, которые занимаются с детьми коррекционной работой. Их также не хватает в учебных заведениях.
— Когда мы начинали работу, у нас не было даже психолога, не говоря уже о логопеде. Сейчас специалисты работают, появился даже тренер по лечебной физкультуре, — рассказывает Елена Андреева, педагог школы №12.
Не все гладко и с материально-технической базой. Спецоборудование в классах не всегда присутствует в полном объеме. Например, некоторым детям положен массаж, а для этого нужна кушетка. Или специальные столы, чтобы работать с моторикой ребенка. Зачастую на это денег нет, а закон предусматривает выделение 22,5 тысячи гривен на одного ребенка, из них около 7 тысяч уходит на оплату коррекционных занятий.
Тьюторы: кто это и зачем они нужны?
Тьютор — он же ассистент ребенка, он же педагог сопровождения. Тьютор помогает освоиться ребенку, понять, где его парта, где стул. На уроке сидит рядом с ним. Также специалист организовывает для ребенка место отдыха, где школьник может расслабиться и оставаться эмоционально стабильным. Тьютор сопровождает ребенка в столовую, туалет, находится рядом на переменах и помогает социализироваться во всем пространстве школы.
Учимся вместе
Несмотря на все сложности, систему надо отлаживать, считают специалисты. Причем начинать следует с внедрения такого направления, как «обучение детей с особенными потребностями». А зарубежные коллеги советуют создавать не только школы, но и инклюзивные дошкольные учреждения. Так ребенок будет в социуме с самого детства, а при поступлении в школу это позволит избежать сложных моментов адаптации. По словам педагогов, необходимы государственные программы по привлечению специалистов и профильному обучению тьютеров. Ребенка с особыми потребностями необходимо наблюдать в течении года перед «обычной» школой. Это позволит понять, сможет ли он заниматься в инклюзивном классе, или лучше оставить его на домашнем обучение. Также это даст возможность назначить специальную коррекционную работу, чтобы «сгладить» процесс объединения с одноклассниками.
У здоровых школьников и их родителей инклюзивные классы помогают развивать толерантность. А для детей с особыми потребностями — это возможность вхождения в общество вместе и наравне с другими.
О том, как сегодня взаимодействуют педагоги, ученики и родители, читайте в материале другого автора.
Галина Полищук
ФОТО — kiev.vgorode.ua, 112.ua