В Одессе появились инклюзивные группы для особой детворы. В этом учебном году еще больше маленьких одесситов с особыми потребностями смогут получать образование вместе со своими сверстниками. В трех детских садах — №112, 287 и 304 — открыли инклюзивные группы.
Оксана Зятькова — основатель одесской благотворительной организации «Солнечные дети». Она помогает особенным деткам и их не менее особенным мамам в непрерывной борьбе за достойное образование для своих чад: «Мой ребенок в свое время закончил 7 класс в спецшколе для отстающих детей за неимением других альтернатив. После этого я на личном примере неоднократно сталкивалась с недоброжелательным отношением к моему ребенку. Нам каждый день приходится учить чужих детей, а иногда и их родителей уважению к другим и толерантности».
По сути, «инклюзивное образование» — это не реформа в широком смысле этого слова. Образование в нашей стране по закону всегда было доступно всем, включая детей с особыми потребностями. Но это только в теории. На практике такая процедура была крайне сложной в осуществлении.
Управленцы выдвигали родителям все больше и больше требований: инклюзивную группу открывают только при наличии трех и более деток с такими потребностями, сбор дополнительных справок, направления сугубо в специализированные интернаты, некоторыми даже выдвигалось предложение: «договариваться с родителями других, «нормальных», детей».
Без лишней скромности Оксана Зятькова делится, что открытые группы с инклюзией — это заслуга активных мамочек, состоящих в ее организации. Именно они добивались этого не один год и смогли таки одержать победу над системой.
Снежана Сагинадзе, мать «солнечной» 3-летней девочки Мариами рассказывает, что вопросом оформления в детский сад занялась вплотную около года назад и еще в июне она не была уверена, что получится «выбороть» право на инклюзию. Все изменилось в последний месяц, когда родительницы коллективно обратились в райадминистрацию с письмом, в котором еще раз напомнили о существующей проблеме.
Также упростилась схема получения путевки в инклюзивную группу детского сада, для которой достаточно пройти только ПМПК (психико-медико-педагогическую комиссию).
Снежана Сагинадзе поделилась с Одесской Жизнью, как проходят первые дни адаптации ее ребенка в одной из открытых инклюзивных групп детского сада №112 (пос.Котовского).
«Сейчас мы занимаемся вместе со всеми детками, с ними же и проходим первые шаги адаптации. Я оставляю Мариами примерно на 2 часа, а потом забираю домой. Первое время новый коллектив, конечно, вызывал у нее беспокойство, из-за того, что дочь просто не знала как себя вести, но с приходом ассистента все стало намного лучше: моя девочка очень общительная и познавательная, она тянется к деткам. В группе работает 2 помощника-ассистента, которые меняются через день. Кроме того, нам очень повезло, так как воспитательница сама имеет психологическое образование и опыт работы с такими детьми. Сейчас в группе Мариами одна такая девочка, но весной к нам присоединиться еще двое деток с другими диагнозами. Я искренне считаю, что таким детям просто необходима полноценная социализация в обычном обществе. Это полезно не только моей девочке, но и другим детям, которым родители, быть может, не рассказывают о чужих проблемах. Малыши с детства должны учиться доброте и пониманию, знать что люди бывают разные. И это гораздо лучше, чем прятать от них правду».
Инклюзивное образование (фр.inclusif-включающий в себя) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.
Основные принципы инклюзивного образования:
— Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— Все люди нуждаются друг в друге;
— Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Добавим, что в обычных образовательных школах Одессы и региона — свои проблемы.