Новости Одессы и Одесской области

Одесские полицейские первыми в стране стали использовать дактилоскопию и судебную экспертизу

Одесские полицейские первыми в стране стали использовать дактилоскопию и судебную экспертизу

Большой порт и торговый город Одесса уже с момента своего основания привлекала воров и бандитов всех мастей. Противостояли им полицейские, которых в городе в то время было не так уж и много — всего один страж порядка на каждую тысячу жителей.

 

В «сыскари» брали только талантливых

Вопреки сложившемуся мнению, что Одесса была одной из криминальных столиц империи, она была довольно спокойным городом. Уровень преступности здесь был даже ниже, чем в Москве и Петербурге, а по улицам можно было спкойно гулять даже по ночам. Впрочем, в то время почти у каждого совершеннолетнего одессита было собственное огнестрельное оружие, которое без проблем можно было купить в оружейной лавке. Зато преступники пистолетами пользовались редко — уж слишком шумными они были, что привлекало внимание. Поэтому в преступной среде в прошлом веке в ходу было «тихое» оружие — ножи и топоры.

Поступить на службу в полицию в то время было непросто. В полицейские принимали только тех, кто отслужил армию, а так как срок военной службы был достаточно продолжительным, то самым молодым сотрудникам было около 30 лет. Это были уже взрослые серьезные люди, имеющие кое-какой жизненный опыт и знание психологии. А вот в сыскное отделение принимали даже недоучившихся студентов, а также отчисленных за прогулы или неуспеваемость. Здесь во главу угла ставили талант к «благородному делу сыска» и аналитические способности, которыми не всегда обладали даже дипломированные юристы.

Тех же, кто состоял под следствием или судом, был злостным должником или имел много взысканий в армии, в полицию не принимали. Если претендента уволили из какого-нибудь другого ведомства, ему тоже давали от ворот поворот. Кроме всего прочего, будущий служитель порядка должен был иметь крепкое здоровье, быть грамотным, а также хорошо владеть несколькими видами оружия.

 

За офицерами следили журналисты

Служба в полиции была занятием уважаемым, а кроме того, еще и прибыльным. Например, околоточным надзирателям — современным участковым — праздничные дни приносили существенную «внеслужебную» прибавку к жалованью. В праздник полицейский обходил свой участок и поздравлял хозяев. Они, в свою очередь, выносили ему на подносе рубль и стопку водки. Кстати, выпивка в служебное время полицейским была разрешена, правда, с ограничениями — только по праздникам или в плохую погоду и в очень умеренном количестве. В обычные дни подобные «подношения» могли посчитать взяткой. Известна история, когда помощник околоточного надзирателя отобрал у подозрительного мужика мешок картошки. Тот пожаловался полицейскому начальству и началось громкое разбирательство. Виновника выгнали из полиции и на три месяца отправили в тюрьму.

Если рядовые сотрудники полиции получали от горожан какую-то мзду, то за офицерами пристально следили одесские журналисты. Конечно, полицейские начальники от взяток не отказывались, но брали их тайно, потому что любое отступление от закона тут же попадало в местную прессу. А это было чревато скандалом и служебными неприятностями. Впрочем, и журналисты должны были тщательно проверять факты, о которых писали. Если газета давала ложную информацию о полицейских, то они могли подать в суд, а офицеры даже вызвать клеветника на дуэль.

 

Полицейский «спецназ» и ломбардные отряды

В одесской полиции было несколько отделений — личного задержания, сыска, наблюдения, а также справочное бюро. Самым «элитным» считалось отделение личного задержания — его можно было приравнять к современному полицейскому спецназу. Служили там не более десятка человек, которые знали приемы рукопашного боя и отлично стреляли.

В сыскном отделении занималось уголовными преступлениями. Сотрудники прекрасно ориентировались в «почерке» преступников и почти всех своих «подопечных» знали в лицо и по именам.

В отделении наблюдения, как ясно из названия, служили специалисты по слежке, или, как их тогда называли, филеры. Сейчас такую слежку можно увидеть разве что в кино: филеры переодевались, пользовались гримом, париками, накладными бородами и усами.

В справочном бюро регистрировали всех преступников города и выдавали справки. Это было самое «хлебное» место в полиции — за каждую справку служащие получали «благодарность» от трех до пяти рублей. По сути, это были взятки, но сотрудники бюро называли это «платой за уважение». Если канцелярист попадался на взятке, его всерьез не наказывали, и он продолжал работать на своем месте.

В полиции было также специальное отделение, в котором служили так называемые ломбардные отряды. Они разыскивали должников и взыскивали с них долги. Только вот их методы работы разительно отличались от методов современных коллекторских контор.

В качестве оружия рядовые полицейские обычно использовали саблю. Из ножен ее доставали редко, но и в таком виде по силе удара она была похлеще любой современной резиновой дубинки. Кроме того, на вооружении стражей порядка были пистолеты системы Смит-Вессон. Однако они были настолько громоздкими, что пользовались ими крайне редко. Еще одним видом «оружия» городового был свисток, заслышав который на помощь бежал дворник. Единственные сотрудники, которым разрешалось пользоваться любым оружием, в том числе и огнестрельным, были «сыскари». Правда, оружие они должны были покупать за свои деньги.

 

Дворники были внештатными "полисменами"Дворники были «внештатными» полисменами

Помогали одесской полиции «внештатные сотрудники» — дворники, которые были чем-то вроде общественных помощников и осведомителей. Они собирали информацию о жильцах дома, помогали арестовывать подозреваемых. Кроме того, дворники следили за тем, что происходило на вверенном им участке. А так как воры часто забирались в квартиры через форточки или снимали сушившееся во дворе белье, присмотр дворника был далеко не лишним. В дворники, как и в полицию, брали не всех. Нужно было иметь авантажный вид, не злоупотреблять спиртным, быть православным, несудимым, а также успешно пройти собеседование в полицейском участке.

Если преступника удавалось задержать, на него заводили уголовное дело, в которое вносили практически все — рост, цвет глаз, размер обуви, отпечатки пальцев и даже психологический портрет. Когда изобрели фотографию, к делу приобщали и ее. Каждый полицейский должен был уметь грамотно составить протокол, этому обучали в только что открывшихся полицейских школах. Кстати, полицейская школа приняла первых курсантов только в 1908 году, а до этого полицейские нарабатывали опыт самостоятельно, можно сказать, экспериментальным путем.

В это же время Одесса стала одним из первых городов в империи, где было открыто отделение для поиска особо опасных преступников и тех, кто совершил самые тяжкие злодеяния. Здесь впервые стали использовать дактилоскопию, судебно-медицинскую экспертизу и кинологическую службу, а сотрудники нового отделения были одними из лучших в стране.


Крысиная афера

В Одессе долгое время помнили об одной дурно пахнущей афере. Причем, запах у нее был вполне реальный. В начале XIX века в городе произошла очередная вспышка чумы и власти объявили карантин. О том, что чуму переносят крысы, уже было известно. Чтобы подтолкнуть население к уничтожению крыс, за каждого пойманного грызуна «охотнику» платили 10 копеек. Один из одесских мошенников, подсчитав, какую прибыль можно получить «на крысах», отправился в «тур» по городам империи. Он скупал мертвых крыс по копейке за штуку и мешками отправлял в Одессу по железной дороге, разумеется, за взятки. За аферистом долго охотились и арестовали его аж в Минске.


На должность первого начальника городской полиции Иосиф де Рибас назначил секунд-майора Григория Кирьякова. Это произошло 14 июля 1795 года, и этот день можно считать днем рождения одесской полиции.

Ирина Сорокина

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции