Некогда Одесский гребной канал гремел на весь мир. Здесь располагалась всесоюзная база гребцов, именно отсюда вышли олимпийские чемпионы Сергей Петренко и Юлия Рыбчинская. После пяти лет молчания и тишины водоем снова огласили овации зрителей и всплески зеленой воды под веслом спортсменов. «Одесская жизнь» побывала на Кубке Черного моря по гребле…
Ветераны выбирают… драконов
Присматриваясь к участникам, находим, что они уже далеко не молоды, однако великолепно развиты и все без исключения подтянуты. Оно и неудивительно, ведь данный турнир носит статус ветеранского. Здесь около десяти возрастных категорий, более ста участников из Украины, Беларуси, России и Молдовы. Самому старшему из гребцов 72 года. Это Игорь Солнцев, прибывший из Киева. С 1953 года он гоняется на каноэ, однако в 2005 году в его жизни появились… драконы, вернее, «драгонботы». Это такие большущие лодки, рассчитанные на двадцать гребцов. Мода на эти соревнования пришла к нам из Юго-Восточной Азии.
— Мне уже тяжеловато плавать на каноэ, — признается Игорь Солнцев, — вестибулярный аппарат с годами лучше не становится. А тем более что современные лодки настолько узкие, что удержаться в них очень тяжело. Но, тем не менее, я надеюсь освоить и их. Что же касается «драгонботов», то там я гребу на полную силу. Если вы хотите узнать секрет спортивного долголетия, то я отвечу: за всю жизнь я не выкурил ни одной сигареты и выпил всего около пятисот граммов водки. Хотелось бы еще лет пять погрести, пока не стану олимпийским чемпионом в категории 71–75 лет. Ну или, на худой конец, 75–79!
«Саня, поднажми!»
Для большинства спортсменов участие в Кубке Черного моря — это не столько соревнования, сколько встреча старых друзей, которые когда-то были соперниками. Постоянно звучат старые добрые советские и военные песни, люди окликают друг друга, расспрашивают о самом разном. Это фанаты гребли, они стараются принимать участие во всех проводящихся турнирах. Ездят за свой счет на автомобилях, лодки привязывают к крышам. Вот вдоль берега проплывает байдарочник, его товарищ из белорусской команды громко и уверенно кричит ему: «Саня, поддай немного, но не сильно, там против тебя более молодой плывет, тебе главное — финишировать». Лишнее подтверждение тому, что участие главнее победы.
Негатив остается в воде
Однако это не означает, что спортсмены-ветераны относятся к своему делу спустя рукава. Ни в коем случае. К примеру, Игорь Солнцев тренируется… семь дней в неделю. Его более молодой коллега, одессит Александр Евченко, три раза.
— Раньше мы были молодые и красивые, сейчас просто красивые, так говорил мой тренер Николай Морозов, — рассказывает Александр Евченко. — Раньше было больше скорости, сейчас — терпения. Я тренируюсь три раза в неделю. Бывало, едешь сюда из города, уже никакой, вымотанный, даже не хочется за весла браться. Однако когда садишься в лодку, все забываешь. Очнулся, а ты уже вместо одного круга третий идешь на полном ходу. Вода снимает негатив невероятно.
Двухдневные соревнования, за время которых было разыграно более шестисот комплектов медалей, завершились дружным застольем, ухой и радостными воспоминаниями. В следующем году идеолог и организатор Кубка Черного моря Игорь Абдюнин планирует превратить его в открытый чемпионат Украины, а также открыть в Одессе несколько детско-юношеских спортивных школ.
Пять тысяч «зеленых» за десять кило
Гребля, кстати, очень недешевый вид спорта. К примеру, классная одноместная байдарка голландского производства стоит пять тысяч долларов, весло – еще триста «зеленых». При этом, вес самой лодки – всего десять килограммов. Цена же четырехместной байдарки обойдется и вовсе в кругленькую сумму – восемнадцать тысяч у.е.
Мемориал Рыбчинской похоронила смерть парня
Последний раз соревнования на одесском Гребном канале проводились в 2005 году – мемориал Юлии Рыбчинской. Тогда, в канун 60-летия Великой Победы, у водоема было особенно празднично. Присутствовали одиннадцать Героев Советского Союза. К несчастью, праздник спорта был омрачен трагической гибелью молодого парня, который утонул уже по окончании соревнований. После этого инцидента руководство Одесской железной дороги, которой принадлежит Гребной канал, запретило проведение соревнований.