Альтернативное обучение, дистанционные классы, домашнее образование – новые и непривычные для нас словосочетания. Юлия Ярош — мама, преподаватель ВУЗа и основатель дистанционной мини-школы подробно рассказала, что это за форма обучения, как начать образование по этой системе и какими навыками нужно обладать ребенку и, прежде всего, его родителям, чтобы получать от процесса учебы удовольствие и пользу.
Альтернативный путь обучения — сложнее обычной школы, но интереснее!
Раньше дистанционное обучение было доступно только тем детям, которые по ряду причин не могут посещать школу: дети с особыми потребностями, спортсмены и те, кто живет далеко от школы. Сегодня дистанционная школа — это альтернатива обычной школе, созданная под определенный запрос дополнительная система. Именно такую школу создала для своих детей Юлия.
— Мы решили перестать ходить в школу не потому что там было плохо, а потому что я почувствовала, что могу сделать нечто большее для своих детей. Я хочу сразу оговориться, что это не панацея — школы очень нужны и важны. Просто лично я нахожусь на таком уровне развития, что могу и хочу создавать такие пространства для детей, в том числе и своих. Я все это взяла под свою ответственность.
Самое важное, объясняет Юлия, родители должны сами для себя понять, зачем это надо его ребенку и им. Это колоссальная затрата времени и сил, и новая реальность полностью переформатирует вашу жизнь. Альтернативный путь — сложнее традиционного, и начинать нужно с того, что родители должны решиться на этот шаг. Если кто-то не готов – надо подождать. Потому что, если будет диссонанс в семье, то, прежде всего, будет страдать учебный процесс. Если же все согласны и готовы выделить все ресурсы, в том числе и временные (потому что, учебный процесс очень отличается от обычной школы — ребенка надо будет гораздо больше водить по разным кружкам для большей социализации) — надо приступать к поиску школы, которая предоставляет услуги дистанционного лицензионного обучения. Такие школы есть везде. Проживая в Одессе, можно выбрать школу в Киеве, Львове и любом другом городе Украины. Эта форма предназначена для домашнего обучения, когда родители сами обучают своего ребенка. А можно организовать альтернативную школу — с пространством, которое и будут посещать дети.
Все программы выкладывает на специальный ресурс курирующая школа. Туда же отправляются результаты контрольных и тестов, которые дети пишут раз в месяц по всем предметам. Это дает возможность контролировать учебу, исправлять ошибки, выявлять недочеты. Эти оценки потом и идут в аттестат. Тут как раз хочется отметить, что альтернативная школа дает свободу действий — вы сами можете определять как следовать программе. Можно сделать больше смешанных уроков, использовать настольные игры, приложения.
— Мы каждую неделю ходим в Музей интересной науки на курс естествознания, где мы изучаем биологию, химию и физику. В музее мы проводим опыты, а сейчас мы разрабатываем индивидуальную программу. Каждый урок будет готовиться под запрос детей. Мы работаем первый год и потому находимся в процессе формирования в режиме реального времени.
«Мои дети приятно удивляют»
В системе альтернативного обучения есть свои плюсы, есть свои минусы. Да, дети иногда балуются (куда ж без этого), но есть определенный прогресс, причем, прогресс колоссальный как в общем развитии, так и, например, в конкретных науках.
— В школе дочь не любила математику, теперь, это ее любимый предмет — я, если честно, не рассчитывала на такой результат. До этого мы проучились пять лет со старшим сыном и два года с младшей, т.е. она пошла в третий класс уже в нашу школу. Дети с удовольствием ходят на занятия — нет такого, что они не хотят в школу. Более того, дети сами подсказывают, что им не хватило, а что можно было бы сделать лучше. Это им нравится больше всего и они стали с нами больше разговаривать. Я, как мама, этим очень довольна. Я думаю, что если все родители будут работать сообща, то они получат такой же эффект.
Юлия считает, что в обычной школе учитель может неосознанно подавлять учеников. Говорит, что когда в классе их даже не более 15-20, очень сложно донести информацию каждому. В такой ситуации нужно три — четыре преподавателя на класс. Например, в финских школах, опыт которых мы сейчас активно изучаем, у каждого «основного» преподавателя есть ассистенты, которые дополнительно объясняют материал, помогают разобраться в теме отстающим. Наша система, к сожалению, пока не может предоставить такой подход.
— Процесс адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально, но главное понимать, что он обязательно будет. Причем как у детей, так и у родителей. Процесс перехода в новую реальность, где нет «домашки» — это определенный стресс, пусть и положительный. Да и родители, нет-нет, да и пытаются опять скатиться в «зону комфорта» — ту систему, которая привычна. Но если у вас есть заданное направление — надо постоянно к нему обращаться, иначе вас будет тянуть обратно, в ямку из которой очень сложно выбраться. Надо наблюдать за своим ребенком, в чем-то настоять — например, контрольные должны быть сделаны и сданы вовремя, должна быть дисциплина, несмотря на то, что внешне у вас свободный график. Задача взрослых — не пускать учебу на самотек, — советует Юлия.
Пять шагов перехода на новую форму обучения
- Вся семья должна одобрить переход ребенка на дистанционное образование. Если нет консенсуса — этот важный шаг придется отложить до полного взаимопонимания.
- Выбрать школу которая занимается лицензионным дистанционным обучением и подать заявку. Выбирать можно в любом городе Украины. Информация о таких школах есть в интернете.
- Дистанционная школа по вашему запросу должна выдать справку о том, что ребенок будет учиться у них. Эту справку надо отнести в предыдущую школу. По новому Закону, каждый родитель имеет право взять обучение ребенка в свои руки.
- Школа выдает документы ученика, а дистанционная школа подтверждает, что документы получены и ребенок зачислен. После этого школа выдает все оставшиеся документы — медицинские карты, личное дело и т.п. Этот этап займет порядка недели.
- Переход можно осуществить в любое время, но рекомендуют делать это по окончании года или хотя бы четверти.