Одесса всегда была литературным городом. Она дала миру многих талантливых писателей — братьев Катаевых и Багрицкого, Ильфа и Бабеля, Паустовского и Олешу. Однако музея, в котором можно было бы собрать всю историю одесской литературы, в городе не было. И только сорок лет назад в Одессе появился Литературный музей, который одновременно стал и музеем культуры города.
Ботинки для классика
Литературный музей находится во дворце князя Дмитрия Гагарина. Его построил архитектор Луи Оттон, сын того самого знаменитого ресторатора, воспетого Пушкиным в «Евгении Онегине». Дворец выстроен в стиле эклектики — здесь вполне гармонично уживаются барокко, ампир и классицизм. Интересно, что в нём никто никогда не жил, его использовали исключительно как дворец для приёмов и балов. Когда князь Гагарин возвратился в Санкт-Петербург, дворец он оставил городу. Причина такого щедрого подарка до сих пор покрыта тайной.
В 1898 году в Одессе было создано литературно-артистическое общество, которое одесситы со свойственным им высокомерием прозвали «литературкой». Оно разместилось в бывшем дворце Гагариных, где собиралась вся одесская богема — художники, писатели и артисты. Правда, даже признанные сегодня классики не всегда могли оказаться в числе приглашенных на собрания «литературки». Так, Куприн и Бунин однажды остались без приглашения, а попасть на заседание к людям талантливым и известным, им очень хотелось. Поэт Александр Фёдоров помог с приглашением. Но тут выяснилось, что у Куприна идти к литераторам не в чем — нет ботинок. Тогда Бунин, вспомнив, что они все же писатели, предложил написать рассказ, продать его и на вырученные деньги купить коллеге обувь. Так и поступили. Куприн написал рассказ «Ночная смена», и пока он босой сидел в гостинице, Бунин отправился продавать его опус, и таки продал!
На работу в музей брали молодежь
После революции дворец Гагариных национализировали. Когда в 1952 году в Одессу приехал журналист и краевед Никита Брыгин, его очень удивило, что в городе, подарившем миру столько известных писателей, нет литературного музея. В то время в стране был только один такой музей — в Москве. Но Одесса всегда соперничала со столицей, и иногда это соперничество выигрывала — разрешение на открытие музея было получено. В 1977 году Брыгин стал подыскивать для него здание, но всё, что ему предлагали, было «типичное не то».
Каким-то чудом ему удалось добиться, чтобы под музей отдали дворец Гагариных. Началась реставрация, стали собирать экспонаты, подбирать персонал. Первыми сотрудниками музея стала молодежь, а единственным человеком, имевшим научный багаж, была заместитель директора. Но энтузиазм молодых сыграл свою роль. Экспозицию создавали долго, всё собирали буквально по крупицам. Торжественное открытие музея состоялось только в 1984 году.
Первое произведение — песня чумаков
Сотрудники музея стараются показать писателей живыми людьми со своими бедами и радостями, личной жизнью и творческими кризисами. Экскурсовод проводит посетителей не по залам — по времени, где собраны автографы и рукописи, первые одесские издания и фотографии. У многих, кто считал, что литмузей — это скучно, ломаются стереотипы, полностью меняется отношение к истории литературы.
Каждый зал здесь оформлен в своём стиле и имеет условную привязку к определенной эпохе. Открывается экспозиция историей «новорожденной» Одессы. На пожелтевшей бумаге под стеклом можно увидеть первое фольклорное произведение о городе — песню чумаков, а также первое литературное творение — стихотворение об Одессе, подписанное загадочными буквами П.Ф.Б. Витрины здесь — словно распахнутые вихрем окна, а карта Новороссийского края — парус, наполненный яростным морским ветром.
Пушкинский зал — настоящий литературный салон. Если провести аналогию, то к тому времени Одесса уже превратилась в юную и кокетливую барышню. В городе развивалась не только торговля, но литература и искусство, появлялись первые газеты и журналы. Именно здесь Пушкин начал писать «Евгения Онегина», а в письмах к брату Льву так восторженно описывал город, что тот вскоре решил поселиться в Одессе.
Немного дальше расположен самый мистический уголок музея, связанный с Гоголем и его жизнью в нашем городе. На полках — книги писателя, а под потолком чайкой расправила рукава вышитая сорочка, словно осеняя крестом дух украинского гения…
Главное правило — интересно и познавательно
Рассказать обо всех залах просто невозможно — их в музее более двадцати. Да и ни к чему это — лучше всё увидеть своими глазами. Тем более, что в музее организуют тематические экскурсии и музейные ночи, во время которых звучит музыка, показывают кино, проводят художественные выставки. Ежегодно ко Дню музеев проводится музейный марафон, а тем, кто побывал на экскурсиях в Литературном музее и музеях Пушкина и Паустовского, вручают символический подарок. Главное правило тех, кто работает в музее, — сделать все, чтобы посетителям было интересно, не забывая при этом и об образовательной составляющей.