Одесса простилась с Вадимом Костроменко — режиссером-постановщиком, сценаристом, оператором, автором нескольких книг о том, что стало делом его жизни в последние десятилетия. Он был истинным Хранителем одесской киноистории, и каждая ее страничка тщательно оберегалась им — как особо удавшийся кинокадр.
Вадим Костроменко был отменным рассказчиком, с энциклопедической памятью и, главное, с большой любовью к делу, которым занимался. Впрочем, он им не занимался, он им жил. И считал себя счастливым человеком.
— Я — счастливый человек. Всю жизнь делал то, что люблю больше всего, еще и зарплату за это получал, — так подвел он своеобразный итог, когда Одесса отмечала его восьмидесятилетие.
Музей истории кино на Одесской киностудии — по сути, его детище. И понятие «Хранитель одесской киноистории» — это о нем. Конечно, сейчас уже многие знают об Иосифе Тимченко, первом создателе прообраза киноаппарата, а вот лет пятнадцать назад, именно здесь, в Музее кино, можно было впервые об этом услышать из уст Вадима Костроменко и увидеть портрет одесского изобретателя.
Над входом в музей висит колокол. Когда дверь открывается, он издает звук, знакомый каждому, кто видел хоть один фильм производства Одесской киностудии. Вадим Костроменко не без гордости рассказывал, что звук был записан именно с этого колокола.
— Многое из истории Одесского кино сохранено. Я — оператор и режиссер-постановщик, но историей одесского кино интересовался всегда. Сам сохранял многое, когда о музее еще и речь не шла. Он ведь создан только в 1991 году. Я понимал, придет время, и собрать что-либо будет еще труднее. Люди уходят. А вместе с людьми их вещи, фотографии… До 1927 года Одесская киностудия представляла все украинское кино. Киноаппаратура тех лет хранится в музее. Как и аппаратура первых частных одесских киноателье «МИРОГРАФ», киностудий Борисова, Харитонова, который создал первый павильон, заключил контракт с Верой Холодной, — рассказывал Вадим Костроменко.
Хранитель неизменно подводил к стойке, где под стеклянным колпаком хранится увитая кинопленкой перчатка. Рядом с ней — искусственная лилия.
— Однажды музей посетила дочь Веры Холодной, приехавшая из-за границы, чтобы побывать на могиле матери. Начался переполох. Вера Холодная похоронена на Первом Христианском кладбище, которого на момент приезда дочери уже давно не существовало. Но на Втором Христианском сохранилась могила режиссера Петра Чардынина, снимавшего Веру. Вот именно на ней и установили знак «В память о киноактрисе Вере Холодной». Дочь Веры Холодной и подарила музею перчатку, принадлежавшую матери, — рассказывал Вадим Костроменко, свято веря и в возрождение Одесской киностудии и в то, что Музей кино преобразится, станет доступным для всех.
Каждый уголок киностудии был им изучен: шаг — удивительная история, еще шаг — другая история. Он любил подводить посетителей к «знакомой до боли» табличке на одном из павильонов: «улица Заречная». Со съемок того самого фильма на память осталась. Теперь — раритет. Вадим Костроменко не просто хранил в памяти бесценную информацию, она жила в нем, расположенная «по нужным полочкам», и он щедро делился ею с другими. Мастерски передавал.
Проходим мимо двух львиных изваяний, а они, оказывается, тоже со своей «историей»:
— Это два старых бетонных льва. Они появились здесь в конце девятнадцатого века. Как-то одна фирма одолжила их у киностудии для съемок. Львов удачно «отфактурили» под бронзу. В таком «бронзовом» виде их и вернули на место. А потом львы исчезли. Оказалось, охотники за цветными металлами решили, что это настоящая бронза, и выкрали их. Пока волокли, львы оставляли характерный след на асфальте, и воры поняли, что это вовсе не бронза. Потеряв интерес к столь дешевому материалу, львов бросили. Их вскоре обнаружили и поставили на место.
…и, конечно же, призраки!
…Вадим Костроменко однажды сказал, что киностудию считает легендарной не только потому, что здесь снимались любимые миллионами фильмы, но и потому, что легенд у нее множество.
— Само здание, где мы находимся, связано с «киностудийным призраком». Особняк выстроил киевский градоначальник Павел Демидов — Сан-Донато для дочери Елены. Отец привез девушку на выданье в Одессу, чтобы подыскать жениха. Им стал главный телеграфист города. Что последовало дальше, стало известно от двух старых служащих киностудии. Один из них работал в свое время в особняке Демидовых садовником, другой — конюхом. Жениховство закончилось трагически. Некая Соня, бывшая подруга телеграфиста, заявилась в особняк Демидовой и плеснула счастливой сопернице в лицо кислотой. Жениху обезображенная невеста стала сразу ненужной, и он «испарился». А несчастную Елену слуги едва успели вытащить из петли. Потом она уехала в Италию, где всю жизнь посвятила благотворительности. Но после смерти ее призрак стал бродить по бывшему особняку. Однажды шел срочный монтаж фильма, работали даже по ночам. Так монтажеры работать отказывались: «Здесь же по ночам постоянно бродит привидение графини!», — рассказывал Вадим Костроменко.
— Другая история тоже «обитает» на киностудии. Долгое время стоял во дворике рядом с Музеем мраморный бюст. Прихожу однажды, а возле бюста — яма. Зарыл. На следующий день — снова яма. Опять зарыл. Что такое? Вскоре выяснил, что существует легенда о якобы закопанных бриллиантах Демидовых — Сан-Донато. Пришлось бюст убрать, чтобы копателей не дразнить. Теперь он — экспонат Музея.
На Одесской киностудии — богатейшая коллекция костюмов. Но кожаный плащ и шляпу, в которых Высоцкий блистал в роли Жеглова, Вадим Костроменко «отвоевал» для музея. Услышав мой эмоциональный «ох» по этому поводу, даже предложил примерить их. Я не решилась. Спросила только:
— А здесь призраки самих актеров и киногероев не появляются?
Вадим Костроменко ответил с одесским юмором:
— У нас в музее слишком холодно. Помещение не отапливается, причем давно. Какое привидение такую температуру выдержит?!
Что же до таинственных явлений и загадочных аналогий в жизни самого хранителя киношных реликвий, то в его памяти остались съемки фильма «Чертова дюжина». Название картины мистически довлело над съемочной группой:
— Достаточно сказать, что съемки совпали со вспыхнувшей в Одессе эпидемией холеры, что «перетрясло» весь съемочный процесс. Но в итоге все остались живы-здоровы, фильм был снят. А свою книгу, где рассказана эта история, я озаглавил «Счастливое число тринадцать».
К счастью, Вадим Костроменко дождался момента, когда Музей кино на Одесской киностудии стал новым пространством, увлекательным лабиринтом в мир лучших фильмов Одесской киностудии.
Вехи жизни. Родился 26 сентября 1934 года в Артемовске Донецкой области. Во время войны эвакуировался с матерью в Чимкент, вернулся в родной город в 1944 году. В семнадцать лет поступил на кинооператорский факультет ВГИКа в мастерскую профессора Бориса Волчека, учился с 1952-го по 1957 год. Дипломный фильм Вадима Костроменко получил третью премию на Всемирном фестивале молодежи среди студенческих работ всех стран-участниц. В связи с этим ему предоставили право выбора места работы (других выпускников ожидала работа по распределению). Начинающий оператор выбрал Одесскую киностудию.
Режиссерские работы. «Всадники», «Причал», «Ответная мера», «Квартет Гварнери», «Шкура белого медведя», «Сто первый», «Секретный фарватер», «Дезертир», «Не улетай, землянин!» (короткометражный), «Ночь грешников».
Сценарные работы. «Сто первый».
Операторские работы. «Улица молодости», «Исповедь», «Тайна», «Одиночество», «Верность», «Товарищ песня», «Поиск», «Чертова дюжина».
Награды и звания. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР; Международный институт культуры (Турин) присвоил Вадиму Костроменко звание профессора культурологии. Орден Трудового Красного Знамени; Орден Дружбы народов; орден «За заслуги» III степени; Почетный знак отличия Одесского городского головы «За заслуги перед городом».
…В памяти многих Вадим Васильевич останется именно счастливым человеком — интеллигентным, улыбающимся, позитивным.
Его называли эпохой и патриархом кино.
Хранители истории уходят, увы.
Вечная память…
Фото Вячеслава Тенякова.