Военный спуск… В позапрошлом веке здесь, в здании под номером 18, располагался дом гласного Одесской городской Думы, предводителя дворянства Одесского уезда, мемуариста и литератора Осипа Чижевича. Дума стала Одесским городским советом, память о Чижевиче живет в благодарных сердцах потомков, а дом сейчас преображается, да еще как преображается!.. И, главное, — во что…
Впрочем, обо всем по порядку. Жилой дом под номером 18 по Военному спуску построен по проекту архитектора В.Г. Брунса (по другим источникам — Бруна). Так и хочется вопросить: а не он ли послужил прообразом инженера Брунса в «12 стульях», или это просто совпадение? Здание с, в общем-то, неказистым фасадом является памятником архитектуры и градостроительства местного значения. В этом доме есть двор, и в нем живут люди. А в подземной его части происходит нечто, что не просто достойно пристального внимания, но и восхищения. Здесь обустраивается ТЕО — творческая площадка, или, как рассказывает «Одесской жизни» автор этого многопланового проекта Юлия Юн, безбарьерное созидательное пространство.
— Мы создаем условия, чтобы современное искусство стало доступнее для всех и каждого, — поясняет Юлия.
— То есть, это пока прекрасное завтра? — задаю я вопрос под звуки дрели, перфоратора и других инструментов и изумленно оглядываюсь по сторонам.
А изумляться есть чему: вот представьте себе катакомбы, которые у вас на глазах превращаются в нечто невообразимо прекрасное, где уже существующие старые своды «обыгрываются» неким волшебным образом, словно создавая атмосферу, где «старина» не поглощается современностью, а мирно и гармонично сосуществует с ней.
Точка опоры для творческих людей
— Мне кажется, не случайно театральное пространство с будущим театром и даже Домом актера при нем будет располагаться именно здесь, на Военном спуске, в бывшем доходном доме Осипа Чижевича, одном из первых бытописателей Одессы, автора идей судьбоносных проектов для нашего города. И совсем скоро в его старые стены вольется новая жизнь, связанная со всем, что величается высокими понятиями «культура», «искусство», «созидание», «творчество», — вводит нас в «курс дела» Юлия Юн.
Сейчас это «театральное подземелье» активно готовится к принятию первых зрителей на просмотр нового спектакля. Впрочем, Юлия Юн снова делает акцент: речь идет не только о театре, а именно о театральном пространстве. Более того, даже потерянный Одессой Дом актера, в сегодняшнем его видении, тоже собираются обустроить ( по сути — возродить) именно здесь.
— Мы хотим создать здесь точку опоры для творческих людей, с образовательными программами, связанными с культурой вообще и театральным творчеством в частности. Вот так, пожалуй, можно охарактеризовать наш проект, — рассказывает Юлия Юн.
Одной из сохранившихся колоритных достопримечательностей является внутренний дворик театра. Вероятно, живущие здесь люди скоро станут завсегдатаями ТЕО. А пока мы любуемся октябрьскими листьями, увивающими старые стены и тянущиеся высоко вверх. Вот уж, в самом деле, наиболее подходящий антураж для нового творческого пространства!
Бальзаку — из Одессы
Пока мы прогуливаемся по этому историческом дворику, Юлия рассказывает мне поразительную историю. К постановке в ТЕО готовился спектакль по «Шагреневой коже» Оноре де Бальзака. Удивляюсь: почему именно Бальзак? Оказывается, как рассказывает Юлия, существует самая прямая связь между Одессой и судьбой французского классика.
Графиня Эвелина Ганская… Муза Бальзака… Прежде чем состоялся их официальный брак (кстати, венчались они в Бердичеве), между возлюбленными была долгая-долгая переписка. А началось это эпистолярное общение именно в Одессе, где Эвелина Ганская часто гостила со своим первым супругом у своей сестры Каролины Сабаньской. Первое письмо Эвелины к писателю было отправлено из нашего города у моря в феврале 1832 года и подписано загадочным именем «Чужестранка». В этом письме она, кстати, излагала свои мысли по поводу недавно прочтенного ею романа «Шагреневая кожа».
Вот вам и еще один штрих к теме «все начиналось в Одессе»…
Эврипид и показ лучших мировых спектаклей
Звуки строительных инструментов снова напоминают о прошлом этого подземелья. Как рассказывает Юлия, сейчас даже вспомнить страшно, каким оно было еще сравнительно недавно: ужасная сырость, вода капала на голову, проблемы с канализацией. Сейчас все это позади, осталось лишь в памяти и на фотографиях, сохраненных на компьютере у Юлии Юн.
— Каковы ближайшие планы?
— На базе театра начнет свою работу театральная лаборатория «Вход свободен», где молодые актеры и режиссеры смогут воплощать свои задумки и презентовать их зрителю. Первым проектом лаборатории станет постановка спектакля «Ифигения. Апофеоз» по мотивам трагедии Эврипида. Премьера состоится уже скоро — осенью этого года. Спектакль создан киевским режиссером Дмитрием Костюминским и композитором Алексеем Ретинским — украинцем, который сейчас живет в Вене.
— Почему Эврипид?
— Тема очень близка, как нам кажется, сегодняшнему зрителю — внутренняя борьба противоречий в человеке на фоне не самых простых событий, которые происходят в стране. Кроме того, Эврипид — это ведь истоки. Все остальное уже становится рядом с ним вторичным.
Зал театра — это 120 мест. Впрочем, зрители и артисты, согласно задумке, в этом спектакле поменяются местами, зрители сами окажутся на сцене: именно так, вероятно, и состоится их более «четкий» эффект присутствия, прикосновения, соучастия.
Кстати, Алексей Ретинский, кроме участия в постановке, выступит в будущем и лектором: он собирается рассказать о современной музыке. А еще театральное пространство подарит одесситам другие великолепные образовательные проекты, планируется даже показ лучших современных мировых спектаклей в видеозаписи — с обязательным обсуждением их после просмотра.
…Мы выходим на Военный спуск — исторический, протянувшийся в самом сердце Одессы, давно ставший живой декорацией и «снявшийся» в никем не подсчитанном количестве фильмов. Кажется, начинается новая страничка его большой истории, как и старого дома Осипа Чижевского — гласного городской Думы, предводителя дворянства Одесского уезда…
Оксана Чигиринская.
Фото автора и Вячеслава Тенякова.