«Мир», «Маршал», «Нива», «Рекорд», «Кама», «Звезда» — когда-то все эти радиоприемники были «пределом мечтаний» многих советских граждан. Сейчас «гаджеты советского периода» стали экспонатами одесского Музея звука, который создал председатель Одесского отделения Союза звукорежиссеров Украины Василий Пинчук. О некоторых «звездах» экспозиции Василий Федорович рассказал «Одесской жизни».
Причина первая. Радио-звезда
Приемник «Маршал» снимали в телесериале «Ликвидация». По сценарию он стоял в кабинете у маршала Жукова. Хотя, на самом деле, Георгий Константинович пользовался приемником «Мир».
— Киношники решили взять этот — он красивее, да и в кадре эффектнее смотрелся, — рассказывает основатель «Музея звука» Василий Пинчук. — Кстати, приемник «Маршал» был создан для высшего командования. Выпускался он ограниченной серией. Все дело в «волнах». Когда-то все гонялись за «короткими волнами». В СССР выпускали приемники с вещательным диапазоном от 24 метров и выше (длинные волны).
Коротковолновые приемники в Советском Союзе были запрещены — на коротких волнах волнах можно было поймать «вражеские каналы», типа «Голоса Америки». А у приемника «Маршала» диапазон был значительно шире — от 16 метров.
Причина вторая. Тот самый «Мир»
Василий Федорович показал нам и точно такой же радиоприемник, как и тот, которым пользовался «маршал Победы» Георгий Жуков. Это — приемник «Мир» с проигрывателем сверху (его выпускали до середины 1960-х годов). Такая «навороченная» модель была в послевоенные годы большой редкостью. Василий Пинчук рассказал, что приемник «Мир» по качеству был гораздо лучше «Маршала».
— «Мир» на 12 ламп, а «Маршал» только на восемь. А что такое лампа? Это усилитель для приемника, — поясняет Пинчук. — Ведь в то время, когда выпускались эти приемники, не было ни транзисторов, ни микросхем.
Ценный экспонат «Музею звука» подарил сын одного из режиссеров с Одесской киностудии. Под него сделали специальную тумбу с еще одним выдвижным проигрывателем и полками для хранения пластинок
Причина третья. Пульт управления «Фестивалем»
В одесском «Музее звука» есть еще одна диковинка советского периода — радиоприемник «Фестиваль», выпущенный в 1957 году в честь VІ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Сенсацией было наличие пульта дистанционного управления на длинном проводе. Нажатием кнопок на пульте можно было управлять всеми функциями приемника от регулировки громкости до настройки диапазона. Тут советские изобретатели оказались «впереди планеты всей» и потому «чудо советского радиопрома» успешно демонстрировалось на всевозможных выставках и экспортировалось за рубеж.
— Ты лежишь на диване, с помощью пульта настроил, переключил и слушаешь то, что тебе нужно, — показывает работу пульта Василий Пинчук. — Стоило такое радио 276 рублей! При зарплатах в 60-70 рублей, можете себе представить, какие это огромные деньги. Но за «Фестивалем» «охотились», искали в продаже и в комиссионках. Несмотря на дороговизну, согласны были еще и переплачивать, только бы заполучить себе такой «гаджет».
Причина четвертая. Радио-точки
Первая радио-точка в Советском Союзе появилась в 1921 году. Сначала подобные устройства устанавливали на площадях, а потом стали «заводить» в дома. Тогда это было выгодно, в первую очередь, государству. Радиоточки были мощным оружием советской пропаганды.
В «Музее звука» представлена обширная коллекция «радио-точек», начиная с 1940-х годов выпуска. Особой популярностью эти небольшие приемники начали пользоваться в послевоенное время. Сигнал на такой приемник поступал через медный провод:
— Провода тянули по столбам, заводили в многоэтажный дом. И из специальные «коробок-распределителей», разводили провода в квартиры, — рассказывает Василий Федорович. — Восстановлением работы старых радиоточек даже сейчас «озабочены» многие пенсионеры. Представьте сколько проводов необходимо для этого? И это очень большие деньги. Я не вижу смысла в том, чтобы тратить их таким способом. Наука давно ушла вперед и гораздо проще купить маленький FM-приемник.
Причина пятая. «Орленок» и «Турист»
Среди экспонатов одесского музея на одной из верхних полок красуется недосягаемая мечта студента 1950–1960-х годов — батарейный радиоприемник «Турист» в пластиковом корпусе. Емкости батареек хватало примерно на 30 часов непрерывной работы приемника и «Турист» был очень популярной моделью в то время. По габаритам, дизайну и параметрам ему не было равных.
— О таком можно было только мечтать, — с восторгом рассказывает Василий Федорович. — Представьте себе: весна, девушки… И ты идешь по улице с приемником. Это было очень круто! А, кроме того, и очень дорого. «Выбросить» на приемник 310 рублей мог далеко не каждый.
В самом дальнем углу Музея звука «спрятались» несколько «малышей» — малогабаритных транзисторных радиоприемников «Орленок». Их начали выпускать на рубеже 60–70-х годов прошлого века. «Орленок» мог принимать сигнал радиостанций в диапазонах длинных и средних волн, а весил немногим больше 100 грамм. И, как все передовые разработки, «Орленок» тогда стоил довольно дорого — 45 рублей 48 копеек.
- P.S. О «волнах» для «чайников»: Сейчас все слушают FM. Это самая высокая частота. Сигнал транслируется на расстояние от 50 до 100 км. Чтобы передать сигнал на большее расстояние, устанавливают вышки-ретрансляторы. Сигнал на средних волнах охватывает «полмира» (радиолюбители говорят — «до поворота на шарик»). А для коротковолнового сигнала границ не существует.
Идем в «Музей звука»:
Куда: ул. Дворянская, 25; тел. (048) 771-53-97.
Когда: ежедневно, с 12.00 до 18.00.
Цена билета: взрослые — 30 грн.; студенты — 25 грн.; пенсионеры и дети — 20 грн.
Интересно, спасибо.