Уставы поста писались монахами и для монахов. В этих правилах отражен быт и реалии жизни людей, которые разительно отличаются от современных. Поэтому, если в монастырях традиционно правилам следуют очень строго, то для мирян есть особые рекомендации и послабления. Это делается для того, чтобы время Великого поста не пошло человеку во вред. Но все же, в обществе сложилось мнение, что пост — один для всех и чем меньше «поблажек» себе делаешь, тем лучше.
Уставы поста — сначала Студийский, а после Иерусалимский — действительно, изначально были рассчитаны только на монахов и мирянами воспринимались как некая духовная высота, недостижимая для большинства.
Когда Студийский Устав поста (от названия монастыря св. Феодора Студийского) был принят основателем иночества на Руси преподобным Феодосием Печерским, границы между монашеским постом и мирским начали стираться. Правила поста тогда применили не только для взрослых мирян, но и для детей, которые ранее вообще не постились, а позднее даже понизили возраст допустимый для поста до одного года: малышам отказывали в молоке.
Согласно Студийскому Уставу, в Великий пост дозволялось есть раз в день в три часа пополудни, а в праздничные дни, субботы и воскресенья — разрешали есть дважды в день, а также можно было употреблять оливковое масло и вино. Рыба в дни поста не запрещалась и не считалась скоромной пищей.
Наиболее строгий пост соблюдался в первую и четвертую недели, когда вместо вина пили «благосмешение» из перца, тмина и аниса. В отличие от современных правил поста, когда наиболее строгий пост соблюдается в Страстную седмицу, по Студийскому уставу в последнюю неделю пост был нестрогим. Более того, в Великую субботу в пять часов пополудни полагалось разговение — иноки вкушали сыр, яйца и испивали по три чаши вина (нынешний Устав предписывает в этот день полное воздержание от пищи).
Поститься по Иеруслимскому уставу поста начали на рубеже XIII-XIV веков. Новый устав был гораздо строже Студийского. В частности, изменилось отношение к рыбе — она появлялась на столе лишь в праздничные дни.
Когда стало понятно, что нормы Иерусалимского устава неприменимы для нашего климата и условий жизни, многие епископы своими циркулярами ввели в него ряд послаблений. Так мы получили устав, которым пользуемся сегодня — посильный для монахов и «гибкий» для мирян, с разнообразной, вкусной и полезной пищей. Теперь правило поститься с осторожностью прививают детям, часто не раньше семи лет.
Благодаря этому пост перестал быть самоистязанием, а в монастырях его ждут с благоговением.
Согласно житиям и преданиям, у великих христианских подвижников были довольно странные кулинарные предпочтения. Например, старец Силуан Афонский в молодые года мог «закусить» целым ведром яиц, а преподобный Серафим Саровский почти три года питался одной лесной травой, работая при этом не покладая рук. Человек небольшого роста и хрупкого телосложения преподобный Паисий Великий в пост за один раз съедал более килограмма хлеба. Есть также сведения о том, что во время Великого поста древние монахи собирались на трапезу всего один раз в неделю, а после расходились по кельям, собрав крохи со стола.
3 факта о посте от протоиерея Александра Бойко
1. Преподобный Иоанн Лествичник (известный христианский подвижник) никогда не уклонялся от пищи, разрешенной уставом. То есть не брал на себя большего, чем положено.
2. Русские паломники приехали как-то в Пантелеймонов монастырь на Афон, желая остаться там ради молитвы и поста. Когда подали обед, монастырскую пищу ели все, кроме двух друзей, которые не прикасались к еде. После трапезы благочинный обители стал назначать приезжих на разные послушания, а двум друзьям-постникам сказал: «А вы, рабы Божии, помолитесь недельку и уезжайте домой. Вы молитвенники и постники, а нам нужны послушники и работники».
3. Профессор Салоникского университета Хараламбос Аидонопулос 16 лет обследовал афонских монахов. По результатам его исследований віяснилось, у постящихся, трудящихся и не имеющих вредных привычек монахов крайне редко встречаются раковые заболевания.
По вечерам с 14 по 17 марта в храмах совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
По средам и пятницам в течение всего поста служат литургию Преждеосвященных Даров.
18 марта после литургии Преждеосвященных Даров будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память о святом мученике Феодоре Тироне.
20 марта в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия.
26 марта, 2 и 9 апреля Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас.
3 апреля на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой.
13 апреля вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской. «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей.
16 апреля на утрене читается акафист Божией Матери.
24 апреля — Вход Господень в Иерусалим. Накануне на всенощном бдении освящаются вербы.