Воронцовский маяк

Ключевые моменты:

  • В XVIII веке в Одессе появился первый маяк — деревянный, со свечами и лампами, установленных в жестяные вёдра для усиления света.
  • Самым известным стал Воронцовский маяк: его неоднократно разрушали и восстанавливали, последний действует с 1955 года.
  • В Одессе работали и другие маяки — Карантинный, Зелёный, Черноморский — в разные времена они направляли суда в порт.
  • Маяки строились на молах — волнорезах, выходящих в море и создающих защищённую гавань.
  • День маяка — повод вспомнить романтику, легенды и значение этих огней для морской истории Одессы.

Как в Одессе появился первый маяк

Закладка и начало строительства первого одесского маяка относятся к 1815 году, когда Одессой после отъезда герцога де Ришелье временно руководил военный комендант генерал-майор Фома (Томас) Кобле. То ли текущие дела «затянули», как бы сказали сейчас, то ли, как у графа Александра Ланжерона, который позже занял этот пост, появились более важные дела (у Ланжерона, например, внедрение режима Порто-франко)… В любом случае, недостроенный объект на мысе Большого Фонтана (там начинали строить первый маяк) привлёк внимание только генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Воронцова, прибывшего в Одессу в 1823 году. Строительство возобновили в августе того же года подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини по проекту естествоиспытателя Ж.В. Гаюи. Как бы то ни было, но появлением маяка, который зажёг свой огонь 6 декабря 1827 года, Одесса обязана исключительно Его Сиятельству. Потому и называли его Воронцовским.

В середине 1830-х годов появился первый портовый маяк — деревянный, установленный на обрыве Александровского парка (ныне — парк им. Т. Шевченко) и, в память о первом градоначальнике, названный Ришельевским.

С 1845 года начинается «династия» Воронцовских маяков в Одесском морском порту. Их строили и модернизировали по мере удлинения Карантинного мола и его продолжения — Рейдового. Все они отличались внешне, по конструкции и оборудованию.

Так, летом 1845 года на краю Карантинного мола появился первый стационарный (хоть и тоже деревянный) Воронцовский маяк. Его построили по личной инициативе адмирала Михаила Лазарева — того самого, что открыл миру Антарктиду. С 1834 года он возглавлял Черноморский флот.

Этот маяк представлял собой восьмигранную башню, которая проработала всего девять лет. Она погибла не от времени, а от прямого попадания ракеты Конгрива 10 апреля 1854 года — в разгар Крымской войны англо-французская эскадра бомбардировала город и порт.

Зачем подорвали Воронцовский маяк

Новый Воронцовский маяк на Рейдовом молу — стройная чугунная башня, сужающаяся кверху, — начал работу только через девять лет. Его запуск совпал с открытием памятника Воронцову на Соборной площади 9 ноября 1863 года. Прослужил он в этом виде 25 лет, а в 1888 году его реконструировали. Привезли из Франции осветительную систему Френеля, башню установили на каменное основание с помещениями для маячников.

Сколько бы он ещё прослужил — неизвестно. Но во время обороны Одессы во Второй мировой войне маяк пришлось подорвать. Это случилось 15 сентября 1941 года. Ещё 25 августа враг вышел к Чабанке и начал обстрел порта. Воронцовский маяк стал отличным ориентиром для румынской артиллерии, и командование оборонительного района, с согласия порта, приняло решение его уничтожить.

Что увидели освободители 10 апреля 1944 года, когда вошли в город? От порта остались лишь груды дымящихся развалин. Казалось, на восстановление понадобятся годы. Но уже через полгода Одесский порт вновь заработал!

Забытое имя автора современного маяка

Но как же обстояли дела с самим маяком? Чтобы его восстановить, нужно было сначала привести в порядок разрушенные молы. Эти работы завершились в 1953 году. А примерно за год до этого молодой инженер Севастопольского «Военно-морского проекта» получил секретное задание: срочно разработать безадресный проект маяка под кодовым номером. Он справился блестяще, получил благодарность и символическую премию.

Благодаря этому проекту в 1954 году Одесский порт получил современный Воронцовский маяк — белоснежную металлическую башню, изготовленную в Кронштадте. Свет красного огня виден на 15 морских миль, высота маяка — 27,2 метра от уровня моря.

Имя автора долго оставалось неизвестным. Впервые оно прозвучало лишь в 2002 году в американском издании «Одесский маяк». Звали его Исаак Фридман. Как писал архитектор Евгений Гринберг, Фридман также работал над проектами подвесной дороги в Отраде, Дворца спорта и реконструкции Оперного театра. Но его инженерной визитной карточкой навсегда останется Воронцовский маяк.

Что внутри современного Воронцовского маяка

Ещё в 1910 году маяк получил наутофон — звуковой сигнал, срабатывающий в тумане. Долгие годы в эфир шёл позывной в азбуке Морзе: три тире — «О», обозначавшее Одессу, позже сменившееся на «ВР» — Воронцовский Радио.

Как рассказал начальник маяка Иван Цихович, в наше время в этом больше нет необходимости. С появлением спутниковой навигации всё управляется дистанционно. Не нужно больше в шторм добираться по залитому волнами молу — управление осуществляется с суши.

Световой створ для захода в порт образуют Воронцовский маяк и задний маяк — белая башня на крыше многоэтажки на улице Преображенской, в 1,2 морской мили от основного. Свет заднего маяка — тоже красный, виден на 18 миль. Огонь включается автоматически на закате и гаснет с рассветом.

Экскурсии на Воронцовский маяк

С 2011 года служба туризма Одесского морского порта проводила двухчасовые экскурсии на маяк по «тропе смотрителя». Туристам выдавали спасжилеты, головные уборы, требовали резиновую подошву. Принимали взрослых и детей от 10 лет. Но с 24 февраля 2022 года доступ снова закрыт — война диктует свои жёсткие правила.

Читайте также:

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Виталий
Виталий
13 лет назад

Из Франции выписали осветительный аппарат системы Френкеля

Френкель — композитор, а франзузеого физика звали Огюсте́н Жан Френе́ль

Яков
Яков
1 год назад

Болеє логично, в туристических целях,использовать прогулочные катера.