Голливуду уже мало Джеймса Бонда. Про суперагента снимают уже 23-й эпизод. Одновременно мэтры кинематографии планируют создать картину об «отце» Бонда писателе Яне Флеминге.
Папы суперагента
О шпионских делах Флеминг знал не понаслышке. Во время Второй мировой войны командор Флеминг был личным помощником директора разведки военно-морского флота Великобритании. Идея написания романа родилась у него после прочтения отчетов о подвигах секретного агента Сиднея Рейли, хранившихся в архивах британской секретной службы. Имя для героя нашлось случайно — на книжной полке Флеминга стояла книга ученого-орнитолога Джеймса Бонда «Птицы Вест-Индии».
Для профессора такая честь оказалась сомнительной — затерроризировали влюбленные в персонаж читательницы, да и журналисты не оставляли в покое. В конце концов
супруга Бонда написала Флемингу возмущенное письмо, тот принес извинения и пригласил ученого в свой дом на Ямайке. Однако незадачливый профессор застрял на таможне — ее работники тоже оказались почитателями таланта Флеминга, и багаж Бонда осматривали с невероятной придирчивостью, ища спецпринадлежности и оружие.
К своей писательской деятельности Флеминг относился довольно цинично.
— Книги пишут ради славы, удовольствия или денег,— говорил он.— Я пишу ради удовольствия и денег.
Этим он, пожалуй, сродни Сиднею Рейли, который ради удовольствия и денег выбрал нелегкую стезю шпиона и готов был пойти на что угодно…
Я из Одессы, здрасте…
Прежде всего он пошел на смену имени и национальности. Это в Лондоне и Париже суперагента знали как доброго или не очень христианина, успешного коммерсанта, талантливого химика Сиднея Рейли, а для Одессы он был просто Соломон.
Соломон, или Зигмунд Розенблюм, родился в Херсоне, а вырос в Одессе. Ситуация с его документами настолько запутанная, что дотошные одесские краеведы об этой личности говорить не хотят.
— Деточка, зачем вам это надо? Это сомнительная личность. Напишите лучше о Мишке Япончике. Я вам все расскажу,— предложил мне один из старейших и опытнейших краеведов Одессы.
Другой честно сказал: — Документы о Рейли достать невозможно. Поэтому я им не занимаюсь. А вот запросы в одесские архивы на фамилию Розенблюм, помню, приходили. Я тогда объяснил коллегам, кто такой этот Розенблюм, и посоветовал взять подороже.
В Одесском Литературном музее, который вел переписку даже с Жоржем Сименоном (этого писателя, кстати, подозревали в разведывательной деятельности) тоже никакой информации о прототипе Джеймса Бонда нет. В крупнейшей и старейшей публичной библиотеке юга Украины «Горьковке» — тоже глухо!
Пролить свет на биографию Рейли удалось британскому историку, бывшему сотруднику служб национальной безопасности Эндрю Куку, который написал книгу «В паутине секретных служб». Писателя, благодаря дружбе с высокопоставленными чиновниками, допустили в архивы спецслужб Объединенного королевства, России и США. Ему помогали историки из Японии, Франции, Ирландии и т.д. Материалы для книги он собирал 20 лет.
Ситуацию осложняли три обстоятельства. Первое — шпионы свою деятельность предпочитают не афишировать и не документировать. Второе — многие документы пропали во время войны. И третье — сам Рейли, который любил преподносить каждый раз свою биографию по-разному. Например, год рождения он указывал 1872, 1873, 1874. Местом рождения указывались Дублин, Типперэри, Одесса…
В разное время он утверждал, что его родители русские аристократы, или что он незаконно рожденный, мать ирландка родила его от семейного врача еврея, и, узнав о позоре, он бежал в Бразилию…
Эндрю Кук нашел одесские следы Розенблюмов. Он выяснил, что предки Рейли в 1850-х годах перебрались из Польши в Херсон, затем в Одессу. Официального отца будущего шпиона звали Григорий, мать — Полина. По адресу: ул. Маразлиевская, 24 — жил врач Михаил Розенблюм, двоюродный брат Григория.
Эндрю Кук уверен, что подлинным отцом будущего шпиона был именно Михаил, писатель собрал семейные слухи о неверности Полины, о семейном конфликте между братьями и семейные фотографии. Кук установил, что Соломон Розенблюм родился 24 марта 1873 года.
Одесса — кузница шпионов
Известный одесский врач и писатель, автор книги о советских разведчиках Леонид Авербух полагает, что то, что в Одессе сформировалась такая личность, как Рейли, не удивительно.
— В 1948 году, когда мне было 18 лет, у меня было желание стать разведчиком, — вспоминает Леонид Григорьевич. — В Одессу приехал человек, который занимался первичным отбором людей во внешнюю разведку. И он меня спросил, почему я считаю, что смогу заниматься этой деятельностью. Я ему ответил, что у меня есть определенные доля артистизма, уровень авантюризма, хорошая память, какие-то общие способности, умение реагировать на собеседника. Мне казалось, что этих качеств достаточно, чтобы суметь заниматься этой работой.
По мнению Авербуха, у Рейли те же качества выражены гораздо сильнее, и прежде всего авантюризм. Эти качества в принципе свойственны многим южанам и одесситам. Кроме того, Рейли владел несколькими языками, и у него было потрясающее мужское обаяние, хотя красавцем он не был, отмечает Авербух.
Впрочем, если бы все было благополучно в Одессе, амбициозный юноша, возможно бы, и не уехал. Кук пишет, что «к середине 1880-х годов русскоязычное население Одессы составляло 49,3%, а украиноязычное — 9,4%». Остальные 41,3% населения говорили на 49 языках.
В Одессе проживали немцы, англичане, французы, греки… и 25- 30% евреев. Причем, если 60–70-е годы 19 века называли золотым периодом еврейской Одессы, отмечает американский историк Патрисия Херлихи, то к 80-м ситуация начала резко ухудшаться, евреев стали ущемлять в правах и попросту травить. Например, объявление на общественной бане гласило: «Собакам и евреям здесь мыться запрещено».
Многие евреи стали покидать Одессу. Соломон Розенблюм не стал исключением и отправился искать счастье в Европу.
Сотрудницы Литмузея отмечают, что одесский климат рождает способность к риску. Здесь появляются удивительные люди с пониженным чувством страха и потребностью в свободе и приключениях. Стоит вспомнить одного из основателей Одессы Иосифа Дерибаса — он был человеком, способным на громадный риск. А Леонид Утесов, не получивший музыкального образования и никакого образования, разве он своим куражем не брал города? Есть что-то в этом климате…
Овод – это Розенблюм?
С 60-х гг. прошлого века на Западе появилась версия, что герой знаменитого романа Этель Лилиан Войнич «Овод» был написан с Сиднея Рейли. Эндрю Кук, приводит в пример передачу Би-Би-Си, которая утверждала что протитипом Артура, которым восхищался весь Советский Союз, был враг СССР.
Ряд западных писателей и журналистов просто упивались этой идеей. Они даже утверждали, что Войнич была любовницей Рейли. Впрочем элементарный подсчет это опровергает. Войнич начала работу над романом в 1889 г. Рейли в то время было примерно 13–14 лет. А к тому времени, когда он прибыл в Англию (1895 г.), – книга была закончена. Так что не Артур писан с Соломона, а наоборот, Рейли в своей биографии творчески пересказывал роман.
Визит суперагента
Известно, что Сидней Рейли был одним из организаторов заговора против Ленина в 1918 году, за что советская власть приговорила Рейли к смертной казни, однако он успел бежать. Впрочем, спустя семь он попал в ловушку ОГПУ и 5 ноября 1925 года был расстрелян.
В 1919 году Рейли по заданию британской разведки отправился в Россию. Он должен был собрать информацию о Черноморском побережье и юге России.
В Одессе Рейли жил в знаменитой гостинице «Лондонская». Из нее он отправлял депеши о ситуации в Одессе в Лондон. В Одессе тогда стоял французский гарнизон, который Рейли критиковал за недружественное отношение к Добровольческой армии. Он также обвинял французов в «отношении к русским офицерам с явным недостатком элементарной любезности и даже с оскорбительной грубостью», и превращении Одессы в «один из наихудших образом управляемых и наименее защищенных городов мира». Отмечу, что юг России был разделен тогда между союзниками: восточная зона — британская, западная – французская.
Автор: Светлана ДМИТРИЕВА.