О том, что запечатлеть мгновения из жизни можно на долгие годы, одесситы узнали более 170 лет назад. Произошло это благодаря живописцу Филиппу Гаазу. Свое ателье в Одессе он открыл в 1842 году. По крайней мере, так считает одесский краевед Олег Губарь. Однако объявление о работе ателье было опубликовано в газетах только в 1843 году. Спустя какое-то время в Одессе начали открываться ателье и других фотографов. Каждый мастер дорожил своим именем и боролся за клиента. Но феномена под названием «одесское фото» все же не было, считает исследователь Катерина Радченко. Почему?
Удовольствие не для всех
Первые фотосалоны располагались в центре Одессы — на Гаванной, Дерибасовской, Преображенской, Ришельтевской, Бунина, Тираспольской и Торговой улицах. В разные периоды ХІХ века в городе существовало более сотни фотографических кабинетов. Кстати, работы фотографов Гешелеса, Кордыша, Хлопонина, Феодоровца, Рауля, Лихтенберга, Готлиба, Антонопуло, Чеховского, Грабяжа, Коншина, Руссо, Князева, Фрейденберга, Пудичева, Покорного до сих пор с гордостью хранятся в семейных альбомах некоторых одесситов.
Кабинеты фотографов размещались на верхних этажах зданий. В помещении, где производилась съемка, делали «световой фонарь» (то есть потолок из прочного стекла) и фотографировали только в солнечную погоду. Тот, кто фотографировался, должен был «застыть» в определенной позе — не двигаться и не моргать в течение нескольких минут. Попасть к фотографу — это было целое событие и к нему специально готовились. Надо сказать, что стоило это удовольствие недешево, поэтому позволить себе фото «на память» могли только обеспеченные одесситы — Папудовы, Ралли, Маразли, Толстые, Строгановы, Коцебу, Вагнеры, Сикары, Кумбари.
— У фотографов была сумасшедшая конкуренция. В конце 1850-х годов был очень популярен фотограф Иосиф-Карл Мигурский, который делал портретную фотографию. Он даже читал лекции по технологии фотографии в Ришельевском лицее, куда могли прийти все желающие, — рассказывает куратор выставки–исследования «Одесса. Фото Дни» Екатерина Радченко.
Долой эксперименты!
Позволить себе такую роскошь, как фото одесских пейзажей или событий, которые происходили в городе, могли далеко не все фотографы. Да они и не стремились к этому.
— У нас фотографии делали по одним и тем же канонам и стандартам. Экспериментов было намного меньше, чем в других странах. Я думаю, так сложилось потому, что фотографы были все-таки настроены на коммерцию, — считает Екатерина Радченко. — Был один фотограф, который попытался сделать манипуляцию-коллаж, но он был просто изгнан из общества.
По мнению Екатерины, традиции одесской фотографии периода конца ХІХ-начала ХХ века отличаются от мировых. К примеру, в Одессе абсолютно не прижилась практика фотографировать маленьких детей без мамы, в то время как в Европе такой вид фотографии был очень распространен.
— На маму надевали ткань, часто черную, и задрапировывали таким образом, чтобы не было видно лица. Мать в таком виде поддерживала ребенка сзади или держала на коленях, сидя на стуле. На фотографии были видны лишь очертания тела человека, который поддерживает ребенка, — рассказывает Радченко.
Также в Одессе не приемлемо было фотографировать мертвых. Хотя такие традиции были во многих странах. Имеется ввиду не фото для криминалистов, а посмертное фото человека. Чаще всего такие фото делали с детьми, умершими от болезней. Бывало, что это фото становилось единственным изображением, которое оставалось родителям на память. Малышей наряжали в самые лучшие платья и украшали цветами. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы имитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвых и живых детей снимали вместе.
Выдумки одесской молодежи
Эксперименты в области фото в Одессе начались лишь в конце 30-х годов ХХ века, когда фотоаппараты стали более доступны по цене. По мнению Екатерины Радченко, о новаторстве того времени могут рассказать армейские, семейные и студенческие альбомы.
— Возможно, в момент, когда мы живем, эти фотографии не так интересны, но буквально через 10-20 лет эти снимки станут интересным редкостным материалом, — предполагает Екатерина.
Подтверждением этого может служить проект «Буйволас», который был выполнен фотографом-любителем Владимиром Бойко и его друзьями в 1939 году.
— Это альбом-история о вымышленном персонаже Буйволасе с постановочными фотографиями. Его сделал отец одесского поэта Юрия Бойко. Он соединял текст и изображение, создавал фотоистории, что неимоверно актуально на сегодняшний день, — уверена исследователь.
В послевоенный период был новый этап развития фото. По мнению Радченко, тогда людям нравилось фотографироваться и они знали, как это правильно делать, как держать себя перед объективом. Каждый человек был горд попасть на газетную полосу или доску почета.
В 1990-х годах люди на фото становятся смирно, это чаще всего одиночные портреты. Шаг за шагом общество пришло к селфи, когда мы просто самостоятельно фотографируем себя возле зеркала. Правда, до шедевра такому фото вряд ли дотянуться.