Вокруг Одесского дома ученых, бывшего графского особняка, всегда ходили различные мифы. В канун 90-летнего юбилея Дома, его научные работники подготовили ряд достоверных фактов, которые опровергают самые распространенные мифы, связанные с особняком и его бывшими владельцами.
Экскурсоводы врут?
С методистом Дома ученых Людмилой Роговской мы встретились в маленькой комнатке на втором этаже особняка. Раньше это была спальня графа Михаила Михайловича Толстого. Здесь до сих пор сохранилась потайная дверца, которая когда-то выходила в спальню графини Елены Григорьевны. По ту сторону дверь «замаскирована» под старинное резное зеркало.
Во время нашей беседы дети одной одесской школы как раз проходили в этой комнате исторический квест. За стеной были слышны голоса: «Смотрите, смотрите, тут дверь!». Другие говорили: «Там, наверное, приведения живут!». «У-гу-гу!» — напугала Роговская детей, подтверждая их слова. Дети с визгом разбежались.
— Подобные легенды, — говорит Людмила Игоревна, — для «красного словца» иногда придумывают сами экскурсоводы, когда раскрывают о Доме ученых. Но если разговоры о привидениях – выдумка чистой воды, в которую могут поверить лишь дети, то есть и такие мифы, в которые верят даже взрослые. Мы, как культурное, научно-просветительское учреждение, стремимся к тому, чтобы доносить до людей только проверенные факты, — подчеркивает методист.
Миф 1: Дом ученых построил Боффо
На самом деле мнения экскурсоводов в этом вопросе разошлись. Одни считают, что Дом ученых построен по проекту итальянского архитектора Франца Боффо. Другие говорят, что проект разработал Георгий (Георгис) Торричелли.
До конца ХХ века не было никаких документов, которые бы подтверждали авторство одного или другого архитектора. Даже на охранной грамоте, которая висит при входе, просто указано, что это памятник архитектуры национального значения, без указания архитектора.
— Мы начали отрабатывать обе версии, — говорит Роговская. — И пришли к выводу: старую часть здания дома ученых вместе с летним садом Боффо никак не мог построить по нескольким причинам. Во-первых, одесские архитекторы считают, что на стилистику Боффо старая постройка не похожа. Во-вторых, Боффо был очень дорогим, престижным архитектором. Он не работал для ротмистров и помещиков. А первым владельцем дома (еще до Толстых) был штаб-ротмистр Хорват. Проекты от Боффо могли себе позволить только знать и высшая аристократия. В-третьих, если и существовал документ плана проекта дома с подписью Боффо, то это еще не говорит о том, что он лично проектировал этот дом. Франц Карлович был городовым архитектором и он просто был обязан утверждать своей подписью подобные проекты по долгу службы.
Опираясь на факты, основанные на архивных документах, научный состав Дома ученых склоняется к версии о том, что старую часть дома построил другой итальянец – Георгий Торричелли. Подтверждения этому можно найти в архитектурном справочнике 1999 года «Зодчие Украины», который составлял Владимир Тимофеенко, доктор искусствоведения, профессор, теоретик архитектуры, исследователь архитектуры и градостроительства Украины XVIII—XX веков. «Торичелли, Георгий Иванович в 1926 году составил план города. Он же строил и проектировал дворец ротмистра Хорвата 1830 года, ныне — Дом ученых». К слову, в том же справочнике в перечне всех строений Боффо (а их более 150) дворца Хорвата нет.
У другого авторитетно одессита — краеведа Олега Губаря — в книге «Старые дома и другие памятные места Одессы» 2006 года, читаем: «Сабанеев мост. Городское строительство в этом районе по ряду причин началось довольно поздно – в 1826 году по плану архитектора Торричелли. Первые дома появились здесь после сооружения каменного моста через Военную балку в 1828-1836 годах… среди них — дом штаб—ротмистра Хорвата, построенный по проекту архитектора Торичелли и впоследствии перешедшего к семейству Толстых, в нынешний час — одно из зданий Дома ученых».
Миф 2: «Тут была первая телефонная линия»
— Когда мимо нас проходят пешие экскурсии или проезжают экскурсионные авто, то из громкоговорителя часто доносится: «Первая телефонная линия была проведена из дома Толстого в городской театр в 1872 году». Так вот это, мягко говоря, чушь, — заявляет Людмила Роговская. — По этому поводу мы обратились к специалисту — профессору Одесской Академии связи, доктору технических наук, заведующего кафедрой коммуникационных систем Анатолию Ложковскому. Он занимался поиском и изучением материалов телефонизации в Одессе. Вместе мы сопоставили исторические даты: первый Городской театр, в котором граф Толстой был директором, сгорел в 1 января 1873 года, а первый «говорящий телеграф» появился в 1876 году. До этого момента телефон как способ передачи звука еще не был изобретен.
Кроме того, новый городской театр строили с 1883 по 1887 год, в котором граф Михаил Толстой был тоже директором, а первая телефонная линия была открыта 1 июля 1882 года. Первых телефонных абонентов был не один человек, как утверждают экскурсоводы, а восемнадцать! Но фамилии Толстого среди первых абонентов нет. В телефонном справочнике 1913 года, который хранится в библиотеке Горького, мы обнаружили, что номер телефона графа Толстого — «1/35»: Толстой Граф, квартира, Сабанеев мост, 4». Порядковый номер — 135-ый. То есть, можно предположить, что он был 135-м человеком, у которого в Одессе появился телефон.
Миф 3: Первая станция скорой помощи была организована в Одессе
Некоторое время назад даже сами сотрудники Дома ученых считали, что первая станция скорой помощи в Российской империи впервые была организована в Одессе графом Толстым (младшим). Но это тоже некоторое преувеличение.
— Мы обратились к первоисточнику: «Отчет станции скорой медицинской помощи» 1903-1904 годов, — Роговская показывает фотокопии старых документов. — «Станции скорой медицинской помощи, возникшие последние 10 лет у нас в России, устроены по образцу венской. Сюда относятся станции в Варшаве (1897 г.), Лодзи (1899 г.), Вильно (1902 г.), Киев (1902 г.), Одесса (1903 г.) и в Риге (1904 г.).
У нас в Одессе станция Скорой Медицинской Помощи стала функционировать 29 апреля 1903 года».
То есть нас в этом вопросе опередили другие города России. Многие экскурсоводы допускают ошибку, потому что не знают историю. В частности того факта, что на момент создания скорой помощи все вышеуказанные города были в составе Российской империи и только 1917 год внес свои коррективы. Но в том же «Отчете» можно найти следующее: «По итогам первых лет работы Одесская станция скорой медицинской помощи по своему оснащению, уровню обслуживания и квалификации персонала была признана одной из лучших в Европе».
Граф Михаил Михайлович (старший) с Еленой Григорьевной еще в конце ХІХ века купили участок в Валиховском переулке. А осуществил задумку отца Михаил Михайлович (младший). Пункт скорой помощи тут находится до сих пор.
Первое упоминание Дома ученых по адресу: Сабанеев мост, 4 появляется в газете «Чорноморська комуна» за 18 ноября 1934 года. До этого Дом ученых находился на улице Щепкина, 12.
К юбилею Дома ученых открывается новая экспозиция, на которой представлены ранее неизвестные документы. Каждый стенд экспозиции охватывает 10 лет. Здесь также размещены публикации газеты «Одесской жизни», посвященные Дому ученых. Открытие выставки — 4 декабря, в 16.00.