Когда заходит разговор о представителях национальностей, сыгравших выдающуюся роль в становлении и развитии нашего города, вспоминают, в первую очередь, русских и украинцев, французов и евреев, итальянцев и греков, болгар и поляков… И это вполне справедливо, но… Добрых семь десятилетий в этот перечень не попадают немцы – представители крупнейшей, в свое время, диаспоры. А ведь они оставили более чем заметный след в развитии Одессы.
Безусловно, в этом затянувшемся замалчивании определяющую роль сыграли варварские, бесчеловечные деяния немецко-фашистских оккупантов и их сателлитов в период Великой Отечественной войны в целом. А для нас, одесситов, еще и во время оккупации Одессы – с 17 октября 1941 года по 9 апреля 1944 года. Оккупации, оставившей на теле Одессы ужасные, долго еще кровоточащие раны.
Это причина главная. Но есть кое-что еще, несколько подзабытое. О.В. Коновалова в своей работе «Немцы Юга Украины в 1914-1922 годах» справедливо подчеркивает: события, происходившие в период Первой Мировой войны и двух революций, когда постоянно менялась власть, а также голод и борьба с кулачеством решительно повлияли на судьбу немцев нашего региона.
Но зададимся законным вопросом: виновны ли в чем-то перед одесситами их предки, чей упорный труд способствовал появлению нашего города в реестре самых выдающихся городов не только Российской империи, но и Европы? Чтобы разобраться, давайте совершим экскурс на двести «с хвостиком» лет назад…
Отсутствие ремесленников в только-только родившемся городе создает серьезные проблемы в его развитии. Вступивший в 1803 году на пост одесского градоначальника герцог Арман-Эммануил де Ришелье понимает: совершенно не приспособленные к спартанским условиям жизни купцы и торговые агенты, которые составляли большинство населения юного города, никак не могут способствовать обустройству последнего. Практически ничего не решал и приезд приглашенных градоначальником около десятка мастеровых из Санкт-Петербурга.
Обращение Ришелье по этому вопросу к министру коммерции графу Николаю Румянцеву в конце 1803 года не остается безответным. Уже в начале 1804 года появляется утвержденная императором Александром I «Программа заселения Причерноморья», которая давала возможность селить в Одессе ремесленников, прибывающих из Германии. Условия для городских колонистов создавались самые заманчивые: освобождение от воинской службы, от уплаты податей, свобода вероисповедания и самоуправление.
Впрочем, первые немецкие переселенцы появились в юной Одессе еще до появления указанной программы. Как пишет известная исследовательница Э.Г. Плесская-Зебольд, «первый транспорт с немецкими переселенцами прибыл в Дубоссарский карантин 24 августа 1803 года». Сохранился список с указанием профессий переселенцев. В нем, среди общей массы земледельцев, указаны портной, несколько коробочников и булочников. Через несколько дней приходит второй транспорт, в списке которого значатся сапожники, плотники, пивовар (скоро одесситы узнают вкус пива!), хирург, ювелир и даже шляпник. В конце сентября 1803 года в третьем транспорте мы обнаруживаем каретного мастера, типогравщика, мельника, каменщика, ювелира… Обратите внимание на то, как растет перечень профессий! В конце ноября, в восьмом по счету транспорте, прибывают исключительно ремесленники – садовники, портные, кузнецы, ткачи, слесари, мясники, чулочники, перчаточники, а с ними – учитель и фельдшер. Уже к концу 1803 года в Одессе проживало 558 немцев. Согласно переписи 1897 года, здесь числилось уже свыше 10 тысяч немецких колонистов.
В 1803 году в Одессе была основана ремесленная немецкая колония. Она называлась Верхней колонией (располагалась на улице Колонистской, ныне — улица Новосельского) и находилась вне городской черты. Для ее связи с городом в 1807 году буквально через поле были проложены улицы (потом они получат названия Дворянской и Коблевской и, благодаря стремительному развитию города, окажутся в самом центре Одессы). Вторая колония, Нижняя, находилась на Ремесленной улице (улица Тарло, ныне – улица Осипова). Обе колонии вправе называть ремесленными. Уже в 1840-х годах в городе насчитывалось девять цеховых немецких управ, главными из которых были столярная, инструментальная, каретная, кондитерская…
Самыми знаменитыми немецкими ремесленниками оказались мебельщики. Благодаря им уже к 1810 году престижные одесские дома были меблированы на уровне лучших домов Европы.
В 1820 году во Франции вышла книга маркиза Габриэля де Кастельно «Опыт древней и современной истории Новороссии», в которой автор лучшими ремесленниками называл немцев. А уж он-то наверняка был «в материале», прожив в Одессе десяток лет.
Действительно, с прибытием немецких колонистов жизнь города очень быстро изменилась. Э.Г.Плесская-Зебольд пишет по этому поводу: «В городе выпекали хлеб, шили одежду и обувь. Каретные мастера изготавливали экипажи по европейским образцам. Столяры и мебельные мастера изготавливали мебель не хуже, чем в Москве или Санкт-Петербурге».
И еще о мебельном производстве. Прекрасную мебель изготавливал прибывший в Одессу из Германии в третьем транспорте в 1803 году Фридрих Гемерле. Достаточно сказать, что его продукция украсила интерьеры только построенной Биржи на Николаевском (Приморском) бульваре. Сохранилось двухэтажное здание возле Кирхи, построенное Ф.Гемерле, где первый этаж занимал ставший весьма популярным мебельный магазин.
Основанный еще в 1806 году Фридрихом Кунертом мыловаренный завод, благодаря постоянному обновлению технического оснащения, в середине XIX столетия становится самым значительным в Новороссии заводом мыловарения. Его продукция пользуется огромным спросом не только в Одессе, но и за границей, не говоря уже о Санкт-Петербурге, Москве…
И производство музыкальных инструментов основал немец – Карл Гааз. Первый в Одессе орган, установленный в старом здании кирхи, был изготовлен в его мастерской, которая вскоре уже называлась фабрикой музыкальных инструментов и находилась на улице Херсонской.
Бриллианты и тюль везли за границу
Нельзя не сказать, что немцы были основателями многих производств, новых для нашего региона, в первую очередь – предприятий металлообрабатывающих. В Одессе последней четверти XIX века из четырех крупных литейных заводов наиболее значительным был механический и чугунолитейный завод Беллино-Фендерих – производитель паровых котлов, насосов, вагонов, оборудования для паровых мельниц, предприятий пищевой отрасли. И, что самое удивительное, здесь наладили массовое производство паровых судов различных типов и параметров.
По мере роста спроса на сельскохозяйственные машины, стремительно развивались производства этого направления, в первую очередь – заводы Карла Фалька, Якова и Иоганна Генов (при советской власти – завод Октябрьской революции, совсем еще недавно – знаменитый ЗОР). Начало было положено в 1854 году, когда завод выпустил первые деревянные плуги, а уже через три десятилетия отсюда уходило огромное количество самой разнообразной сельскохозяйственной техники. Завод успешно конкурировал с известными европейскими фирмами этого направления.
Большое значение для развития промышленности имело создание Карлом Ланге единственной в регионе фабрики по изготовлению машинного масла.
Созданное Генрихом Штапельбергом «Товарищество по производству лаков и красок» дает Новороссии большую часть этой продукции. В последствии он с двумя компаньонами налаживает, помимо лаков и красок, производство свинцовых белил, сурика, ультрамарина.
Усилиями Эдуарда Арпса в Одессе нашло развитие пробочного производства – был построен пробочный завод, который через некоторое время, помимо пробок, в больших количествах начал производство пробочных изоляционных материалов – при том, что сырье было только привозным из Испании.
Всеевропейскую славу приобрело производство, основанное Генрихом Мюльброннером. Изделия из бриллиантов, золота и серебра, изготовленные на его ювелирной фабрике, не раз демонстрировались на выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне…
Долгое время на Юге Российской империи только Одесса имела толевый завод, основанный в 1872 году братьями Грюцмахерами и снабжавший этим кровельным материалом не только всю Новороссию.
***
На стыке XIX-ХХ столетий немцы владели в нашем городе 23 достаточно крупными машиностроительными, чугунолитейными, механическими, лакокрасочными, пивоваренными, мукомольными и другими предприятиями.
И эти старые названия улиц (помимо Немецкой и Лютеранской) – Дегтярная, Кузнечная, Ремесленная, Каретный переулок и другие – хранят память о первых немецких колонистах и их потомках, сыгравших весьма значительную роль в становлении и процветании нашего города.
Продолжение следует.
Анатолий ГОРБАТЮК.