Новости Одессы и Одесской области

Почему тестирование проходит с такими скандалами?

За всю историю внешнего независимого оценивания (ВНО) выпускников школ, которое призвано уничтожить коррупцию при поступлении в вузы, оно не проходило с такими скандалами как в этом году. Ни в экспериментальном 2002 году, когда протестировали первую тысячу первокурсников, ни в 2008 году, когда тесты впервые заменили вступительные университетские экзамены, таких проколов не происходило. Есть основания полагать, что все эти недочеты спланированы… самим Министерством образования и науки.

На тестированииЭксперименты еще не закончились

— Мы говорим постоянно о том, что качество ВНО надо повышать. Но в результате каждый год тесты становятся экспериментом над абитуриентами: то были сложные задания по истории, то по английскому языку и так далее. Поэтому мы вернули авторитет средней школы: кроме ВНО теперь  учитывается еще и средний балл аттестата. Это позволит объективно показывать знания абитуриента, — в этой длинной фразе председателя парламентского комитета по образованию, нардепа-регионала Максима Луцкого — вся соль политики, проводимой совместно с министром Дмитрием Табачником.

Ее цель — ликвидировать систему поступления только по результатам тестов. Сначала Минобразования разрешило приемным комиссиям вузов учитывать и средний балл аттестата. Затем — добавлять баллы за посещение подготовительных курсов. И оба года пребывания у власти Табачника его министерство шло к ключевой цели — вернуть вступительные экзамены в вузах.

Эта идея была даже вмонтирована в новый закон «О высшем образовании». Но из-за студенческих протестов премьер Николай Азаров отдал документ на переделку рабочей группе из ректоров, экспертов от образования и самих студентов. В их версии законопроекта, вновь переданной Кабмину, нормы о введении экзаменов нет. Однако и тестирование этого года прошло с невиданными ошибками…

В оценивании были ошибкиКак именно ошибалось государство

Все началось с обязательного для всех теста по украинскому языку и литературе. Из-за большого количества желающих абитуриентов, их разделили на две сессии. Писали они его с разницей в день.

«Втородневников» ждал сюрприз. Три задачи в первой тестовой тетради были такими же, как и на пробном тестировании. Его за отдельную плату все желающие могли сдать в марте.

Тестируемые в первый день сразу подняли шум — такое совпадение поставило поступающих в неравные условия. Они написали жалобу на сайте «Петиция» и собрали более 600 электронных подписей под требованием пересмотреть результаты. Государственное учреждение, ответственное за тестирование — Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО), отговорился — ничего страшного, бывает.

Дальше прогремел инцидент в Донецком профессиональном металлургическом лицее Ткаченко. Его использовали как пункт тестирования. И здесь у одного из поступающих отобрали мобильный с подключением к Интернету. Парень сидел в соцсети и ответы на задачи теста там появились уже через несколько минут после того, как поступающим раздали якобы «конфиденциальные» тетради с заданиями.

Объяснять утечку информации УЦОКО не стал. Хотя обычно ответы засекречивали при поддержке СБУ. И не было ни одного случая, когда кому-то удавалось их узнать и распространить.

Через несколько дней прошло тестирование по математике. Поступающих снова поделили пополам. И снова второй сессии «повезло» — в отдельных тестовых тетрадях были представлены задачи с такими же алгоритмами, как и на первой сессии. Этого тоже никогда не допускалось во время тестирований предыдущих лет.

Цифры свидетельствуют, что такое неравенство условий сыграло огромную роль. В первую сессию математического теста максимальные 200 баллов набрали 112 абитуриентов. Во вторую — 287, то есть, больше чем в два раза. Таким образом абитуриентов снова столкнули лбами. Они разделились на две группы: одни требуют отмены всех результатов, другие — оставить все как есть.

Тест по истории Украины вообще прошел в жанре «ужасы». Сначала УЦОКО перепутал наклейки на пакетах, в которые должны вкладываться ответы. Вместо «История Украины» наклеили «Математика». Наклейки спешно меняли прямо на пунктах тестирования. Далее произошла путаница с заданиями, причем, и в первой, и во второй сессиях.

Кроме того, в русскоязычных вариантах были и грамматические ошибки. А в одном из заданий забыли дописать текст в варианте ответа. Еще в тесте по истории семь задач оказались идентичны тестам 2010 года. Точку в карнавале ошибок поставил тест по биологии. «Якими кровоносними судинами венозна кров рухається ВІД серця», — спросили составители тестов в украиноязычной тетради с заданиями. «По каким кровеносным сосудам венозная кровь движется К сердцу», — было написано в русскоязычном варианте. И таких заданий-антонимов было два. 

Копьютер не допускает ошибкиК чему ведут ошибки

Обманутые абитуриенты, их возмущенные родители — все это окончательно подрывает идею независимого тестирования. Один из ее «отцов», бывший директор УЦОКО Игорь Ликарчук подозревает — не случайно.

— Если бы тесты составлялись компьютером, в них не попали бы использованные ранее задачи. Все ошибки от того, что к отбору задач допустили людей. Очень похоже, что ВНО пытаются скомпрометировать, чтобы снизить уровень доверия к ним. И отказаться от тестирования, — считает он.

Для чего Минобразования разрушать систему, которая в 2008-2009 годах позволяла ребятам из небогатых семей и далекой провинции спокойно занимать бюджетные места на престижных факультетах столичных университетов?

Это позволяет зарабатывать приближенным к министерству лицам. И системно увеличивает поток коррупционных денег в образовании. Так было с самого первого шага по демонтажу нынешним министерством системы поступления только по результатам тестов. Как только в 2010-м году начали учитывать и средний балл аттестата — снова расцвела практика покупки оценок. Тогда же представители общественной организации «Опора» заметили 23%-ный скачок продаж школьных журналов.

Прошло два года и вот — новое доказательство завышения школьных оценок. Мы проанализировали данные о количестве золотых медалистов. Если в 2009-м году, когда тесты были единственной пропуском в вуз, медалями наградили семь тысяч школьников, то в этом году государство заказало в два раза больше — 15 тысяч 900 золотых медалей.

Максим ОПАНАСЕНКО, бюро журналистских расследований «Свідомо».

Одесситы частенько использовали соцсети на тестированииОдесситы во время тестов призвали на помощь соцсети

Находчивость школьников не знает границ. Во все времена при сдаче экзаменов многие пользовались шпаргалками. Сейчас к бумажным шпаргалкам, написанным мелким почерком на листочках, добавились современные технологии. В ход идут мобильные телефоны, смартфоны и прочие блага цивилизации. Не стали исключением и те, кто сдавали тесты в Одессе.

— Работы 32 человек в Одессе были аннулированы, — говорит директор Одесского регионального центра оценивания качества образования Анатолий Анисимов. — При сдаче тестов они пользовались шпаргалками, мобильными телефонами, Интернетом.

Анатолий Юрьевич рассказал, что раньше школьники во время сдачи тестов пытались искать ответы на тесты, переписываясь с друзьями по мобильному телефону. А теперь еще до начала тестирований в социальных сетях создаются специальные группы. Причем, в группах состоят участники из разных городов и областей Украины. Те, кто сидел на тестах, писали свои вопросы или выкладывали в сеть фотографии с тестами, другие активно помогали искать ответы на все интересующие их вопросы.
 

Ольга Коцына

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
скептик
скептик
11 лет назад

Что бы не придумавали бы,всегда найдется лазейка.Это в крови у нашего народа-чад надо пристоить любым способом.
НЕ заморачивайтесь,то же высшее образовангие на самом деле никому не нужно,поступайте в самый легкий и дешевый вуз,а жизнь покажет…

Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции