Наши постоянные читатели наверняка обратили внимание на то, что мы уже неоднократно поднимали вопрос о плачевном состояния одного из одесских мостов – моста Коцебу. Судя по отзывам, которые приходят в нашу редакцию, одесситы понимают важность проблемы, но при этом подчеркивают, что такого же пристального внимания заслуживают и другие мосты города. Поэтому «Одесская жизнь» решила опубликовать несколько материалов на эту тему, приурочив цикл статей ко Дню архитектуры Украины.
Их уже нет на карте города…
Первый одесский мост был построен в самом центре города – на Ланжероновской улице. Как раз в том месте, где Военная балка, начинавшаяся на Греческой площади и доходящая до Военной гавани в порту, как бы «отсекала» улицу от Городского сада. Произошло это в 1810 году, при правлении первого градоначальника герцога Ришелье.
Всего через год в квартале от моста, на улице Дерибасовской, через ту же балку был переброшен второй мост (как и первый – деревянный).
Оба этих сооружения просуществовали недолго – до решения городского магистрата укоротить Военную балку, засыпав ее верхнюю часть. Так в Одессе появилась улица Гаванная, а оставшаяся часть балки получила название Военный спуск. При этом мост на Дерибасовской был разобран, а на Ланжероновской – засыпан.
…Когда Карантинная балка — одна из главных магистралей, ведущих к порту, — была разделена на Польский и Карантинный спуски, над ней также были построены мосты. Там, где проходили Базарная, Успенская, Троицкая и Еврейская улицы. Но и эти мосты прекратили свое существование после частичной засыпки балки, в результате чего появилась улица Ремесленная (ныне улица Осипова). Оказавшиеся ненужными сооружения были разобраны и погребены при засыпке.
…Давно исчез с карты города мост с впечатляющим названием – «Мост всех Святых». Во времена внедрения режима Порто-франко он был переброшен через ров Внешнего бульвара – неподалеку от пересечения улиц Рыбной (другие названия — Рыбные ряды, Ново-Рыбная, Чижикова, Потемкинцев, Пантелеймоновская) и Госпитальной (ныне улица Богдана Хмельницкого). Кроме того, через ров Внешнего бульвара рядом со въездом в дачу Ланжерона проходил еще один мост. Чудом сохранившаяся арка, под которой теперь проходят посетители пляжа «Ланжерон», – это все, что осталось от великолепной когда-то дачи.
И как не вспомнить о нескольких мостах, перекинутых через самую протяженную одесскую балку – Водяную? Первый мост через нее был построен в 1818 году и проходил по Разумовскому спуску, поэтому и назван Разумовским. Потом через эту же балку по улице Виноградной был перекинут Михайловский мост, а позднее — мост Дальницкий.
Все эти мосты были выполнены в дереве, а первым каменным стал мост Новикова.
Остатки былой роскоши
Бывший мост на Еврейской улице сохранился лишь частично – в виде одного из мостовых парапетов. Это так называемый «полумост Сикарда». Шарль Сикард – один из первых одесских предпринимателей, близкий друг Ришелье, добрый знакомец поэта Александра Пушкина, вхожий в дом Михаила Воронцова.
Первый белокаменный
В 1822 году в присутствии генерал-губернатора Новороссийского края Александра Ланжерона и градоначальника Одессы тайного советника Николая Трегубова в торжественной обстановке был заложен первый каменный мост. Он должен был соединить два участка улицы Почтовой (ныне улица Жуковского) над ведущей к порту Карантинной балкой (спуск Левашевский, Вакуленчука, а ныне – Деволановский). Мост строился два года и был открыт в 1824 году, уже в «эпоху Воронцова». Автором проекта стал известный одесский ученый, инженер Жюст Гаюи, а руководил строительством не менее известный архитектор и строитель Александр Дигби.
Свое название мост получил в честь популярного в Одессе предпринимателя Ильи Новикова, который не только активно инициировал строительство, но и выступил как подрядчик. Новиков, безусловно, преследовал личные интересы: неподалеку, на улице Канатной, находилась принадлежавшая ему канатная фабрика, которая через перекинутый над балкой мост получала кратчайшую удобную дорогу в центр города.
Одряхлевший за неполных два века активной эксплуатации мост Новикова был реставрирован в 2009 году.
Без Пушкина не обошлось…
Существует легенда, согласно которой перед отъездом из Одессы мостом успел попользоваться опальный молодой поэт Александр Пушкин. По нему он ездил в первую одесскую баню, которая долгие годы находилась на улице Почтовой у самого обрыва Карантинной балки.
Мост самоубийц
Самым протяженным и величественным мостом Одессы по праву считается Строгановский. Он соединяет «разорванную» Карантинным и Польским спусками улицу Греческую. Его начали строить в 1851 году, хотя еще с начала 1840-х годов в столицу из Одессы отправлялись на утверждение различные проекты будущего моста, но все они одобрения в Санкт-Петербурге не получили. Зато потом в Одессу оттуда был направлен для исполнения проект моста, составленный молодым специалистом, будущим академиком архитектуры Карлом Маевским.
Возведение нового сооружения стало настоящим долгостроем и было закончено под руководством одесского архитектора Феликса Гонсиоровского только через 12 лет с начала строительства – в 1863 году. Длина моста составила 120 метров, высота – свыше 13 метров. Эта весьма оригинальная конструкция состояла из двух каменных мостов – трехарочного над Польским спуском и двухарочного над Левашевским (ныне – Деволановским), — объединенных насыпью.
В 70-х годах ХХ столетия городские власти приняли решение этот мост, якобы одряхлевший, разобрать и построить новый. Протесты специалистов, утверждавших, что существующее строение достаточно крепко и после реставрации послужит еще много лет, в расчет не принимались. Этот архитектурный памятник очень долго и с большими трудностями разбирали, а на его месте собрали единый железобетонный, довольно неуклюжий мост.
Как это обычно происходило в так называемые «времена застоя», новый мост торжественно открыли еще до завершения всех предусмотренных работ. Государственной комиссии был представлен «Перечень недоделок», но о нем вскоре забыли и многие важные работы так и остались на бумаге. В частности, не были установлены декоративные облицовочные плиты. Как результат, теперь смотреть на мост снизу (со спусков) не стоит. От старого же моста сохранилась фактически только литая чугунная высокая ограда.
Эта ограда появилась на старом Строгановском мосту не сразу. И здесь следует вспомнить, что некоторое время (до установки ограждения) Строгановский мост имел еще одно, неофициальное и довольно мрачное название – «Мост самоубийц». Как писал в 1913 году писатель, краевед и мемуарист, знаменитый одесский летописец Александр Михайлович де Рибас, внучатый племянник основателя Одессы, мост «…снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку».
А еще исчезла мраморная плита, вмонтированная в один из парапетов при входе на старый мост. На ней было указано имя человека, в честь которого мост был назван.
В честь Почетного гражданина
Строгановский мост был назван в честь Новороссийского генерал-губернатора, боевого генерала графа Александра Строганова, приложившего немало усилий для того, чтобы сооружение было построено. Кстати, прославился этот губернатор, сменивший Воронцова, еще и тем, что представил Государю проект преобразования Ришельевского лицея в Новороссийский университет. В 1862 году по ходатайству горожан Строганову – впервые в истории Одессы – было присвоено звание «Почетный вечный гражданин Одессы»…
Анатолий ГОРБАТЮК.