Новости Одессы и Одесской области

«Группы смерти»: между вымыслом и реальностью

«Группы смерти»: между вымыслом и реальностью

Уже несколько недель не утихают страсти по «Синему киту». Нет, речь идет не о самом большом на планете млекопитающем. Такое название якобы носит зловещая игра, в которую завлекают подростков в соцсетях. О «китах» предупреждают учителя и полиция, а перепуганные родители уже готовы перекрыть детям доступ в интернет. «Одесская жизнь» попыталась разобраться, чем на самом деле является «Синий кит» – реальной угрозой или городской легендой.

 

Море китовКуда плывут синие киты?

Для того чтобы присоединиться к игре «Синий кит», подростку якобы достаточно оставить на своей странице «ВКонтакте» хэштег #синийкит (хэштег — пометка в социальных сетях. — Ред.). После этого с ним свяжется некий «куратор» и в течение 50 дней будет давать по одному заданию в день. Большинство заданий связаны с нанесением себе физического вреда (например, порезать себе руки лезвием) или опасностями (например, перебежать дорогу перед едущим автомобилей и снять это на видео). Самое страшное задание — последнее: совершить самоубийство. Естественно, об игре нельзя никому рассказывать, а выйти из нее нельзя — иначе «куратор» расправится с родителями игрока.

Так описывают смертельную игру некоторые СМИ. В подтверждение реальности опасности обычно приводится трагический случай в Мариуполе в декабре прошлого года, когда 15-летняя девушка выбросилась из окна. Правда, прямых доказательств того, что причиной трагедии стал «Синий кит» — нет.

Более того, многие страницы с хэштегом #синийкит, выглядят как фальшивые. А многие дети, поставившие эту пометку на своих страницах, объясняют, что сделали это из любопытства или баловства. Наконец, администрация «ВКонтакте» блокирует пользователей, оставляющих хэштеги с «китами».

К слову, впервые о смертельных играх заговорили в прошлом году в России. «Новая газета» опубликовала статью Галины Мурсалиевой о «группах смерти» — сообществах в соцсетях, якобы подталкивающих подростков совершать самоубийства. Многие эксперты назвали расследование Мурсалиевой непрофессиональным, а ее выводы — противоречивыми. Несмотря на это, статья заинтересовала правоохранительные органы: большинство сообществ были закрыты, а их создатель арестован. Тем не менее, «киты» продолжают свое плавание и сейчас, похоже, приплыли в Украину.

 

На грани паники

Одесские педагоги и правоохранители восприняли угрозу «синих китов» вполне серьезно. Как рассказал наш источник из Департамента образования Одесского горсовета, все началось с сообщения о том, что ученица одной из одесских школ, включившись в игру, пыталась покончить с собой. Впоследствии оказалось, что этот случай имел место не в Одессе, а в Беляевке, а связь с «китами» весьма косвенная. Тем не менее, управление превентивной деятельности Главного управления Нацполиции в Одесской области провело совещание с директорами школ, а те, в свою очередь, организовали родительские собрания и классные часы, посвященные «группам смерти».

Впрочем, такая активность дала, мягко говоря, неоднозначные результаты.

— Те подростки, которые никогда не слышали о «китах» и «группах смерти», теперь о них узнали, — говорит источник.

Показательно, что даже сотрудники полиции, говоря о жертвах «синего кита», не называют ни фамилий пострадавших, ни даже номеров школ, в которых те учились. Фактически, все остается на уровне слухов.

 

Теория заговора

О том, кто стоит за «группами смерти», выдвигаются самые невероятные версии — от зловещих психологов-манипуляторов до российских спецслужб. Последняя версия выглядит особенно пикантно, учитывая, что менеджер российской компании «МегаФон» Антон Елизаров недавно заявил, что смертельную игру придумали… украинские националисты, чтобы «убивать русских детей».

Одесский журналист Олег Константинов убежден: не так важно, кто создал сами группы, как то, кто сеет панику вокруг них. По его мнению, «синий кит» может быть использован как орудие теми силами, которые выступают за более жесткое регулирование интернет-пространства. И действительно — сложно сохранять спокойствие, когда речь идет о жизни детей. Под таким благовидным предлогом общество вполне способно «проглотить» ограничение свободы интернета.

А исследователи фольклора утверждают, что «группы смерти» и игра в «кита» представляют собой классическую городскую легенду. Фобии, всегда существующие в обществе (в данном случае — боязнь за детей), порождают эпидемии слухов. В 1990-х годах рассказывали о зараженных СПИДом шприцах, которыми детей якобы колют в трамваях, а сейчас, в эпоху новых технологий, опасность «переселилась» в виртуальное пространство. Тем более что взрослые в большинстве своем погружены в интернет намного меньше, чем подростки, и поэтому воспринимают всемирную паутину как нечто непонятное, а значит — опасное. В пользу такой версии говорит то, что в историях о «синих китах» источником зла выступают некие анонимные злодеи, действия которых не имеют какого-либо рационального объяснения.
Впрочем, как пояснила нам психолог Гертруда Шпатаковская, вся эта ситуация отражает реальные проблемы, например, то, насколько интернет захватывает детей и отдаляет их от реальных отношений.

 

Причины и следствия

Школьный преподаватель Владимир Самойленко считает, что история с «Синим китом» «не стоит выеденного яйца».

— У меня была ученица, которая несколько раз резала себе руки и выкладывала фотография в интернет. А на уроке английского она написала сочинение о том, что хочет умереть. Но пообщавшись с ней, психологи установили, что у ребенка не было склонности к суициду. Это было просто развлечение, — говорит он.

И действительно, интерес к тематике самоубийства — нередкое явление у подростков. А в интернете задолго до «синего кита» действовали разнообразные сайты, форумы и странички соответствующего направления. Однако в большинстве случаев речь шла исключительно об эпатаже: молодые люди вовсе не стремились по-настоящему лишить себя жизни.

Конечно, это не означает, что проблемы подростковых самоубийств не существует. По числу суицидов среди подростков Украина входит в десятку неблагополучных стран Европы. Но не стоит списывать эти печальные показатели только на тайный заговор сетевых маньяков-манипуляторов. Конечно, «группы смерти» могут подтолкнуть подростка шагнуть в пропасть, но подойти к краю его заставляют другие причины, лежащие не в виртуальном, а в реальном пространстве: проблемы в семье, равнодушие учителей и жестокость сверстников.

***

Причем здесь кит? Судя по всему, образ кита позаимствован из песни «Гореть» группы «Люмен», посвященной отчужденности и одиночеству молодого человека («огромный синий кит порвать не может сеть»).

Почему именно «ВКонтакте»? Потому что эта соцсеть самая популярная среди детей и подростков — здесь можно бесплатно смотреть фильмы и слушать музыку.

 

Советы полиции

Сотрудники киберполиции дали несколько советов, как предотвратить подростковые суициды. Некоторые из них вполне понятны: например, уделять больше внимания психологическому состоянию ребенка, следить, не появились ли на его теле порезы или попытаться «занять» его свободное время спортивными секциями или кружками.

Но кроме того, полицейские призывают родителей проверять, с кем ребенок общается в соцсетях и читать его переписку. Психологи считают такое поведение неправильным. По словам Гертруды Шпатаковской, вторжение в личное пространство может окончательно разрушить отношения с ребенком. Более того, такое «лечение» может оказаться хуже самой «болезни» — например, в Саратове 10-летний мальчик покончил жизнь самоубийством после того, как родители запретили ему пользоваться соцсетями.

 

Советы психологов

Как понять, что ваш ребенок в депрессии?

Леонид Максименко:
— Обратите внимание на состояние ребенка. Постоянное плохое настроение, нежелание общаться — все это свидетельствует о депрессивном состоянии.
Гертруда Шпатаковская:
— Что-то не в порядке, если ребенок плохо спит, плохо ест и если он очень удобный и очень послушный. Дети должны быть неудобными.

Как избежать трагедии?

Леонид Максименко:
— Главное помнить, что до 18 лет родители отвечают за детей. А будут ли они строго контролировать подростков или выстроят доверительные отношения, когда подростки сами будут с ними общаться, — это уже другой вопрос.
Гертруда Шпатаковская:
— Нужно, чтобы ребенок доверял родителям, а они — ему, чтобы ребенок делился с ними своими проблемами. Подросток должен понимать: что бы ни происходило, он всегда может к ним обратиться.

Сергей Ищенко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции