Традиционная Ночь музеев в Доме Блещунова началась с исполнения гимна Евросоюза. Не случайно: музейное пространство было представлено не просто темой об Одессе, а совершенно по-современному — как такое вот общее культурное бытие, когда музей становится хабом, где интересно все, и главное, всем.
Одесса — и есть музей
Одесский муниципальный музей личных коллекций им. А.Блещунова словно в очередной раз доказал: времена, когда люди чинно ходят от экспоната к экспонату и читают надписи, давно прошли.
Ну вот сами посудите: главный герой музейной ночи в Доме Блещунова — Одесса. Как «мой» город, как «не мой» город и как «немой» город.
— То есть если вам в этом городе что-то так не нравится, что вы называете его «не мой», вы согласны оставаться «немым»? — спрашивает собравшихся директор Музея Светлана Остапова, задавая тон всему происходящему.
Что происходило в Доме Блещунова в эту музейную ночь, если сказать очень коротко? Исследование городской среды и наше место в ней. Звучит как-то слишком серьезно? Так ведь и в самом деле серьезно! Только подача такая, что каждый, кто побывал здесь, стал не просто участником или гостем. Он попал на настоящий праздник, где можно было высказать свое мнение о городе и его истории, о той самой городской среде в любой форме — игры и квеста, перформанса и лекции.
Кстати, о лекции. Проводил ее кандидат архитектуры, архитектор-реставратор Анатолий Изотов. Проходила она в «Квартире № 6» Дома Блещунова и посвящена Воронцовскому дворцу. И это всего лишь первая такая лекция-исследование, посвященная этому уникальному комплексу, его истории и, главное, тем реставрационным работам, которые там проводятся.
— Впереди у нас еще три таких лекции, три показа — с документами, картами, схемами одного из самых знаковых зданий Одессы, — рассказывает Анатолий.
Вместе с Анатолием принимает участие в музейной ночи и архитектор Андрей Черненко.
— Мы ведь все родились в музее. Одесса — это и есть музей. Я даже когда лекции читаю, то постоянно веду студентов в город — знакомиться с Одессой именно как с музеем, — говорит Андрей.
Кто на лекцию, кто — в музей, кто — на дискуссии, выставки, перформансы, в устроенную здесь же, в музейном дворе, археологическую мастерскую.
Даты счастья и археологические раскопки
И не было уже здесь ни гостей, ни организаторов: все превратились в группу единомышленников, которым, прежде всего, было интересно. Кто хотел, оставлял на общей карте свою собственную самую счастливую дату в жизни, другие присоединились к оставлению карты самых лучших городских инициатив, которые были реализованы силами самих одесситов. Кто-то крутил Колесо времени, где история города и современность стали одним целым. Собственно, именно прошлое и современность города, феномен Одессы, ее дух — вот то основное, что объединяло всех, кто принимал участие в этой такой насыщенной событиями музейной ночи в Доме Блещунова.
Ну а выставка-фотосушка позволила каждому внести собственный вклад в тему «мой или не мой город». К участию в ней принимались эссе, фотографии, открытки, этюды, наброски памятных мест Одессы. Лучшие истории и иллюстрации были распечатаны в виде открыток с логотипом мероприятия и размещены на фотосушке. Можно было обменять принесенную с собой фотографию на фотографию другого автора.
А что же дети? А дети получили возможность принять участие в археологических раскопках. И руководил ими, выступив в необычной роли, начальник управления охраны памятников культурного наследия Одесского горсовета Павел Остапенко. Впрочем, учитывая, что Павел — археолог, то ничего необычного как раз и нет. Дети вооружились необходимыми инструментами, а Павел объяснял, как правильно извлекаются из глубин прошлого ценнейшие артефакты.
Вот смотрю на ночь в музее — и все видно! Нет темноты, нет ночи!, но она есть! Это Одесса!