12 июля в Одессе, Яндекс провел свою четвертую летнюю конференцию «Горизонты цифрового маркетинга». Обсуждались вопросы интерактивного маркетинга. Приехали специалисты по интернет-маркетингу из разных городов Украины, Белоруссии и России. Для разнообразия в этом году постарались не говорить про интернет-рекламу.
Снова, местом проведения конференции был выбран концерт-холл «Сады Победы». Но если в прошлом 2011 году на конференции присутствовало 500 человек, то в этот раз зал рассчитывали на 700 посадочных мест. По факту же оказалось, что в зале было 850 человек. К прямой трансляции мероприятия было зафиксировано более 10 тысяч подключений.
По традиции, ведущими конференции выступали Андрей Себрант (от Большого Яндекса) и Сергей Петренко (Яндекс в Украине).
В общем, конференция вызвала положительные оценки участников, хотя, порой, только юмор и профессионализм ведущих спасал откровенно скучные доклады. Организация мероприятия порадовала – отличный зал, удобное подключение к сети, хорошие закуски, правда порой было жарко из-за недостаточного кондиционирования.
Стоит отметить хорошую работу системных администраторов, обеспечивающих Wi-Fiдоступ и видеотрансляцию. Здесь также не обошлось без накладок – одна из точек доступа сгорела, а на остальные нагрузка сильно превышала расчетную, но в целом техническая подготовка была на высоте.
Открывая конференцию Андрей Себрант сказал, что 4-е издание одесской конференции Яндекса на английском звучит несколько иначе – Horizon scanning & Re-imagination.
Как следует из названия, речь пойдет о сканировании горизонтов. Т.е. об исследовании девайсов, которые подключены к интернету, но не являются компьютерами. Эти исследователи интересуются социальными технологиями, они говорят об API. Поэтому главными темами стали следующие:
- Резкая смена девайсов, которыми мы пользуемся сегодня;
- Превращение интернета в сервисы, решающие задачи пользователя;
- Мобильный интернет, продвижение и монетизация приложений:
- Аналитика и роль данных в цифровом маркетинге.
Первая секция «Enterprise Social Technologies»
Первым в рамках секции выступил представитель ПриватБанка Андрей Воронин с докладом о «Глобальной платформе электронной коммерции SiteHeart.com».
Он рассказал про важность общения с клиентом на сайте. О том, что надо выявлять целевых посетителей и в общении приводить их к покупке. По словам докладчика, все кто занимается интернет-маркетингом знают, что в основном приходится решать 2 проблемы – это разрозненность коммуникаций и продаж. Он представил систему SiteHeart как единый интерфейс оператора – панель мониторинга и мобильное приложение для мобильного бизнеса.
Выяснилось также, что банк мониторит упоминание в сети и сопоставляет авторов с базой своих клиентов. Получается что, лучший способ достучаться до них – написать гневный твит.
Далее выступила Мария Кудряшова (Яндекс) с докладом под названием «Наши яблоки Ньютона или реальные инсайты из жизни Яндекс.Events».
Мария рассказала об опыте, который собрал сервис Яндекс.Events, по тем усилиям, которые прилагаются внутри компании, и усилиям направленным, что называется, во вне.
Основные идеи доклада: 1 — неважно сколько у вас читателей в твиттере, важно как вы распространяете контент; 2 — компаниям надо выращивать внутренних евангелистов – ответственных сотрудников способных принимать решения. Кроме того, в организации любых активностей всем сервисам Яндекса очень помогает «Этушка» – внутренний инструмент, который позволяет решать самые разнообразные задачи. Там каждый может завести собственный аккаунт, там можно проводить творческие дискуссии, составлять график задач и проч. 3 — внешние евангелисты – фанаты вашего продукта, очень нужны, надо сделать пользователя соавтором проекта, его соучастником.
Третьим выступил Алексей Сидоренко (Битрикс) с докладом о готовых решениях «Что такое социальный интранет».
Он рассказал о проекте корпоративного портала под идеей «Социальный интранет».
Что такое «социальный интранет»? Это то, что получается, если взять только положительные ассоциации из обоих этих терминов. На первом месте в социальном интранете – человек и его интересы. Ведь для того, чтобы ходить в Одноклассники, человеку не нужно проходить никаких курсов и не нужно его заставлять это делать. Так и тут – должно просто нравится. Если это нравится, то тогда, никому ничего больше не важно.
По словам Алексея, если люди про корпоративный портал говорят – нравится, няшно, секси и миммими, то тогда все здорово. Битрикс – технологическая компания, это решение не одного дня. И когда мы ставим перед программерами такие задачи – сделать няшно и мимимим, они удивляются, но делают.
В секции вопросов первая часть докладов превратилась в обсуждение проблем Битрикса и Приватбанка. Видимо, клиенты этих компаний посчитали, что лучший способ достучаться до них – публично на конференции. В целом, Приватбанк и Битрикс вызвали у многих слушателей легкую иронию.
Вторая секция «Мобильные технологии и геосервисы»
Секцию открыла аналитик Мария Пикулева (TNS Россия).
Она показывала данные российского исследования мобильной аудитории (в Украине таких исследований пока не было). Так, основная группа любителей смартфонов (35%) имеет возраст от 16 до 24 лет. 10% — люди от 24 до 34 и еще 9% — от 34 до 44. После 50 идут ноли. На вопрос об операционных системах 24% респондентов ответили, что это Симбиан, Андроид идет вторым, а 25% вообще не поняли этого вопроса. Среди производителей лидирует Nokia.
Самое активное потребление контента приходится на социальные сети, поиск и мессенджеры. За пределами «ТОПа» стоит обратить внимание на устойчивый интерес к картам и геолокации.
Что удивило: в топ 3 соцсетей, используемых в мобильном инете нет твиттера.
Вторым выступил представитель Evernote Игорь Афанасьев.
Вкратце: на сегодняшний день сервис имеет 27 млн. зарегистрированных аккаунтов. Мобильных пользователей – более 60%. Доклад особого интереса не вызвал, но аудитория оставалась лояльной и, в основном, ставила положительные отзывы.
Основные выкладки: 1 — Приложения в отличие от сайта обеспечивают большую скорость, плюс доступ оффлайн; 2 — iPad пользователи приносят вдвое больше чем Андроиды, они охотнее расстаются с деньгами, привыкли платить за софт; 3 – все популярнее узкоспециализированные приложения.
Закрывала секцию Ирина Йозефсон из Яндекса. Ирина занимается непосредственно маркетингом мобильных приложений.
Рассказала о том, как Яндекс продвигает свои мобильные предложения, резюме доклада: максимально используйте все свои ресурсы. По ее словам, описание приложения (анонс, промо, т.д.) – это его визитная карточка, т.к. магазины – это витрины. И еще нюанс –заставить платить за приложение сложно, проще за плюшки внутри него.
Третья секция «Аналитика и роль данных в цифровом маркетинге»
В последней секции темой стали Big Data – массивы огромных данных, а также обсуждение – что с ними делать. Было сказано, что найти данные сейчас, не проблема, вопрос – какие нужны данные, что с ними делать и как интерпретировать.
Первым выступил Игорь Ашманов.
Игорь рассказал, что имея большие объемы данных, можно предсказывать поведение пользователей (машинное обучение алгоритмов, кластеризация) – т.е., алгоритм в буквальном смысле предсказывает, что человек сделает дальше, соотнося данные о нем и модель его действий с уже имеющимися. По этим же данным система, с большой долей вероятности, оценивает вас как мужчину или женщину и даже вашу возрастную категорию.
Также, оперируя большими данными, можно отслеживать информационные «вбросы» и отслеживать – кому они выгодны. Определять силу влияние блогера и распознавать группы ботов. Новый тип данных (соц. профиль человека и т.д.) рождает новые метрики, правда, по словам Игоря, эти метрики «стрёмные», т.к довольно сильно нарушают privacy и ряд других этических норм.
Вторым выступал представитель Gemius Алексей Бакун.
Рассказал, собственно, о Gemius и о том, как у системы грамотно построено отслеживание (в РК зашивается gDE код). Как выразился Алексей, «Google и Яндекс за вами следят, и мы тоже немножко хотим».
Следующим на сцену поднялся Федор Вирин (Data Insight).
Федор считает, что онлайн-опросы дешевле оффлайновых в 6-8 раз, однако их нужно грамотно проводить. Кроме того, есть группы, которые недостижимы для онлайн-опросов – это богатые и бедные люди, пожилые и новички.
Четвертым выступил Дмитрий Сатин.
Он поднял интересный вопрос о воронке продаж. Что это решение или проблема? Считается, что воронка отсеивает нецелевых покупателей, однако можно предположить, что что-то сделано настолько неудобно, что часть целевых посетителей теряется и до покупки доходят только самые «стойкие». Вывод Дмитрия: нужен объяснительный принцип данных. Сами по себе данные ничего не говорят, но выявленные аномалии требуют внимания и объяснения.
Закрывал секцию Владислав Флакс (Owox).
Владислав рассказал, что все мы оцифрованы, по крайней мере, быстро к этому идем. И прибыль у тех, кто использует Big Data, в разы больше. Если два разных человека с историей покупок и просмотров зайдут в магазин большого ритейлера (тот же Амазон), скорее всего, они увидят разную товарную выдачу.
Закончил Влад советом: «Я не знаю, как малому и среднему бизнесу использовать это завтра. Но через несколько лет к этому придут все, и чем раньше вы начнете, тем больше выиграете.»
На обсуждении сессии самым интересным было выступление Александра Ольшанского (Imena.ua), который находился в зале. Он попросил докладчиков задуматься о том, что использование больших данных всегда связано с большими или меньшими допущениями на разных этапах их обработки. И, что если мы сделаем это (основываясь на Big Data), то можем увеличить прибыль на 5%, но никто не говорит, что мы могли что-то упустить и в результате бизнес просядет на 30%.
Александр привел пример из собственной компании: после анализа позиций сайта Imena.ua было принято решение поднять его в поиске по нужным тематическим запросам (например, «зарегистрировать домен»). В результате работы просел только один брендовый запрос – Imena.ua, который, как оказалось потом, приносил 15% трафика, 30% продаж и 50% прибыли.
Общий итог конференции, на мой взгляд, хорошо характеризует надпись, которую в самом начале Андрей Себрант, продемонстрировал на своей футболке. Переводится она так: «Если ты не быстр – ты еда». И это справедливо не только к миру дикой природы. Если не успеть за новыми технологиями сегодня, то завтра ты, вполне, можешь стать пищей для своих конкурентов.
Фото: http://www.searchengines.ru/articles/horizon_scannin.html и http://aweb.ua/seo-blog/otzyv-o-konferencii-yandeksa-gorizonty-cifrovogo-marketinga/