Авторская колонка Сергея Ищенко «За дело»
Тараса Шевченка, 202-й день рождения которого в эти дни мы отмечаем, школьники не особо любят. Знаю по своему собственному учительскому опыту. Спросишь у них, почему — толком ответить не смогут. Впрочем, мне и так понятно. Школьники честнее взрослых — они не воспринимают пафос. Высокопарные словечки вроде «пророка» или «национального гения» автоматически вызывают у них отторжение. Подросткам сложнее любить и уважать «по приказу».
В этом, наверное, и заключается главная проблема писателей из школьной программы: они перестают быть людьми и становятся цитатами из хрестоматий. Тарасу Григорьевичу в этом смысле не повезло больше всех. Уж он-то давно превратился в памятник самому себе. А ведь очутись Шевченко в нашем времени — точно написал бы обидные стихи про тех, кто такое с ним сделал.
Он не был ни пророком, ни святым. Пророков и святых в природе вообще не бывает. Шевченко — реальный, не бронзовый — любил веселые тусовки и стильную одежду, алкоголь и женское общество. Был не прочь «поприкалываться»: как-то во время ссылки в Казахстане, местные староверы приняли его, небритого и заросшего бородой, за старообрядческого попа и попросили благословить. Шевченко не стал их разочаровывать и благословил. В то же время, «тусуясь» с питерской богемой, Шевченко никогда не забывал, что сотни тысяч его сограждан остаются в крепостном рабстве — не забывал сам и постоянно напоминал другим.
Но как же тот усатый дедуган в тулупе и смешной шапке с портретов, спросите вы. Ну да, бывало, что Тарас Григорьевич появлялся на публике и в таком образе. Совсем как нынешние хипстеры, отыскивающие в пыльных сундуках дедушкины очки и бабушкины шарфы.
Почему же мы, в своем ХХІ веке, до сих пор не сняли с Шевченко тулуп и шапку? Наверное потому, что «смотрящие за образованием» в Украине (начиная от школ и заканчивая министерствами) продолжают воспринимать украинскую культуру как нечто сельское, патриархальное, архаичное, чтоб обязательно с «вишневими садками» и «гудущими хрущами». Так что нечего удивляться, что подрастающему поколению все это кажется чуждым, неинтересным и нелепым.
А теперь подумайте, как бы отнеслись школьники к тусовщику Шевченко? К хипстеру Шевченко? К бунтарю Шевченко? Если бы он перестал быть бронзовым Тарасом Григорьевичем, а стал просто живым и понятным Тарасом?
Пишите автору: [email protected]