На днях не стало одного из самых выдающихся политиков XX века, Маргарет Тэтчер. Ее фигура в истории всего мира и Великобритании очень велика. По крайней мере, то, что некоторые обозреватели сравнивают ее с Уинстоном Черчиллем, не выглядит таким уж преувеличением. Ведь и Черчилль, и Тэтчер заняли кресло премьер-министра в тяжелые для страны времена, и, получив слишком большие (по британским меркам) полномочия для спасения страны, действительно вывели корабль «Британия» на океанский простор мировой политики.
Но Маргарет Тэтчер в период ее премьерства англичане очень не любили. Причина в том, что ей пришлось преодолевать внутреннюю слабость государства, а значит, ее врагами волей-неволей оказались многие англичане.
Ее политика, «тэтчеризм» – жесткий экономический и политический курс, нацеленный на укрепление страны. Меры она проводила крутые – настолько, что ее как-то раз признали самым непопулярным человеком года. Но все это было необходимо: Англия, ослабленная популистской политикой лейбористов, требовала решительных мер для восстановления экономики. Тэтчер вела политику, основанную на здравом смысле: не виси на шее у государства; упорно работай и зарабатывай; получай востребованное образование; уважай закон и плати налоги; не влезай без оглядки в долги; откладывай деньги на всякий случай.
Принимались самые жесткие меры для спасения национальной экономики. Тэтчер продавала неэффективные госпредприятия в частные руки, всячески сокращала государственные расходы. Однажды она отменила выдачу бесплатного молока ученикам в возрасте от 7 до 11 лет в школах Соединенного королевства. Представьте, какой шум поднялся! «Маргарет Тэтчер, похитительница молока», — так ее называли тогда. Она боролась с профсоюзами, сокращала угольную отрасль, которая стала невыгодной для страны, а волнения подавляла войсками и полицией. Но от всех этих мер выигрывала не Маргарет Тэтчер или ее семья, а вся страна.
Один из британских политиков сказал о миссис Тэтчер: «Только она и была единственным достаточно мужественным мужчиной, готовым возглавить руководство». Никого не напоминает? Конечно, в этом плане аналог Железной леди в Украине есть. Но Украина не только не Россия, но и не Англия.
Если вернуться к нашим реалиям, то самое важное отличие такое: наши правители если и принимают какие-то решительные меры, например, по приватизации, то за этим не стоит какой-то четкой программы, а деньги от продажи госпредприятий обычно исчезают в неизвестном направлении.
Вот поэтому о том, чтобы «править морями», наше правительство и мечтать не может. В своем доме управиться бы и ничего не разломать. Возможно, у нас проблемы со здравым смыслом?