Новости Одессы и Одесской области

Дефицитные галоши и «мандатная» кожа: мода после революции 1917 года

Дефицитные галоши и «мандатная» кожа: мода после революции 1917 года

Знакомьтесь: художник по костюмам, исследователь моды Елена Калмыкова. Она – в красной косынке, белой блузке и кожаной юбке. В общем, в образе рабфаковки. Не случайно: речь ведь пойдет о моде первых послереволюционных лет и двадцатых годов прошлого столетия. Любопытнейшие тенденции, скажу я вам!..

Мне бы галоши и две пары носков

Подписаться

В путь! Напомню лишь, что все происходящее – это еще одна страничка проекта «Хранители времени онлайн».

мода после революции8

Елена Калмыкова

Елена Калмыкова

Итак, грянула на головы наших пращуров революция, сразу наметившая путь (мы же о моде!) избавления человечества от всяческих маленьких мещанских радостей, в том числе и в одежде. А с одеждой – все очень плохо. Потому как все очень и очень скверно с экономикой, а с легкой промышленностью – вообще крах. Шо делать?

– Одним из трендов послереволюционной эпохи становятся… галоши. Они необходимы всем. А поставок каучука нет. Посему получилась такая тенденция: поначалу галоши решили считать чем-то вроде пережитка (как любой дефицит, который ценили люди). Потом, когда был создан искусственный каучук, «резиновые дифирамбы» так и полились со всех плакатов и страниц газет, – говорит Елена, приводя в пример известную агитку Маяковского: «безгалошные люди, покупайте галоши!».

мода после революции12

Реклама галош

«Мода» первых революционных лет исключительно утилитарна. Все шьется-перешивается из чего угодно. Старая одежда перелицовывается. Продается-перепродается-обменивается на рынках одежда, сшитая из одеял, штор, реквизированных ряс священнослужителей, флагов, всего, что попалось (и счастье еще, если попалось!) под руку, даже полотенец и старых простыней.

мода после революции5

Еще примета времени: новая власть выдавала отобранную у буржуев одежду по специальным ордерам. Размеры часто не совпадали, но до таких ли «мелочей», если вообще нечего носить и элементарно холодно? Получить подобный ордер было делом непростым, а при его получении приходилось и выбирать между чьим-то костюмом или ношеным пальто.

– И вот сидит академик, между делом пишет заявление в комиссию по улучшению быта ученых: «Прошу мне выдать ордер на получение двух пар носков», – приводит пример Елена Калмыкова.

Кожаная куртка – лучше любого революционного мандата

Совершенно отдельная «модная тема» тех времен – кожанки. Собственно, именно кожаная куртка и стала главным трендом тех времен. Особенно – для партийно-советской номенклатуры.

мода после революции4

– Кожанками в годы гражданской войны стали именовать кожаные куртки. Откуда взялась такая мода? Это был ликвидированная форменная одежда летчиков и шоферов времен Первой мировой войны (помощь Антанты), которая превратилась в символ революционной моды.

Павел Корчагин в романе «Как закалялась сталь» просит Риту: «Дай мне свою куртку, она лучше любого мандата». Ну а Якова Свердлова, исходя из имеющихся фото тех времен, и представить себе трудно без полностью облаченного в кожу, – рассказывает Елена.

мода после революции8

Рядом с Лениным — Свердлов, полностью облаченный в кожу

Кожаная мода размывала и гендерные границы: девушки коротко стриглись и тоже носили кожаные куртки. И становились похожи на мужчин. Помните «Собачье сердце», когда профессор Преображенский интересуется у одного из непрошенных гостей: «Во-первых, вы мужчина или женщина?..»

Огонь революции и гражданской войны, смерть, кровь, голод и страдания стал так четко ассоциироваться с одеждой из кожи, что и сама кожа со временем «отошла», чтобы хотя бы «внешне» не напоминать о муках и кошмаре.

Шляпа, очки, часы и портфель? Значит, буржуй!

Вообще же, если говорить о тенденциях, то и задолго до НЭПа, и в период НЭПа, и после него, какая бы одежда не пропагандировалась новой эпохой, на деле всегда было расслоение.

– Тот же Маяковский, со своими «окноростовскими» агитками и «побольше ситчику моим комсомолкам» доставал себе шелковые галстуки и тончайшие духи для любимой женщины. И если обобщить, то получается вот что: официально у нас – агитация полного бытового аскетизма, пролетариату никакая мода не нужна. А в голове и на сердце – мечта о французских духах, – рассказывает наша «рабфаковка», демонстрируя фото многочисленных плакатов тех времен с «бесполыми советскими женщинами – строителями коммунизма».

мода после революции

мода после революции2

Власть же упорно формировала человека нового времени. Женщина не должна выглядеть привлекательно. Она должны быть здоровой физически, чтобы много работать наравне с мужчиной и производить на свет здоровое советское потомство. Ну зачем ей красивая одежда?

Не «в чести» шляпа, очки, часы и портфель. Официальный пролетарский аскетизм отрицал все эти буржуйские приметы. В кепке? Наш человек. В шляпе – контра, буржуй (отсюда, кстати, и пошло презрительно-хамское «а еще в шляпе»). Все это не просто не приветствовалось в первые послереволюционные годы. Елена Калмыкова приводит в качестве примера отрывок из воспоминаний Буденного, когда его «братки», не умеющие читать и, следовательно, не разобравшиеся в предъявленных мандатах, чуть не поставили к стенке двух членов ВЦИК. Те были очень «подозрительно одеты» – в шляпах и пальто.

А зачем нашему человеку часы, это наследие прошлого, эта «тикающая плоская глупость»? Рабочий просыпается по заводскому гудку, крестьянин – по солнцу…

Первая половина 20-х: правильные ткани и «Наркомы у тебя дома»

Вообще же о моде как таковой поначалу и не заикались. «Модник» – пережиток, о моде – только в сатирическом ключе. И даже потом, после военного коммунизма, хорошо одетые нэпманы подвергались «официальным» насмешкам, уничижениям, чтоб не сказать больше.

Мода нам не нужна, но время идет, и надо же показать пролетарскому человеку, что ему нужно носить? Не голым же ему ходить.

Характерная «картинка» двадцатых годов: рабочие через стекло магазина с насмешкой поглядывают на разодетых нэпменов. Показывая этот слайд, Елена просит внимательно присмотреться: может, рабочие просто завидуют?..

мода после революции11

Рабочие с презрением разглядывают разодетых нэпменов

Середина двадцатых годов прошлого века. Советские люди (служащие, чиновники) уже позволяют себе носить портфель, который все равно старательно осмеивается, шляпу, очки, толстовку, френч.

мода после революции9

Уже можно носить шляпу, очки и портфель

– В эти годы в Одессе процветает так называемая «гангстерская мода» людей «криминального направления». По городу ходят «клешевые» (невероятный клеш!) в кепках-мичманках. Обычно они хамят, проявляют разухабистость Часто носят разорванную на груди тельняшку: чтобы каждый встречный мог разглядеть татуировку на груди, – рассказывает Елена.

Ну а всей стране демонстрируются «правильные» ткани, из которых надо шить одежду. Их рисунки «умиляют»: серп, молот, шестеренки и все такое прочее, разработанное нашим «новомодным» Агиттекстилем.

мода после революции10

Правильные рисунки на советских тканях — серп, молот, шестеренки

Разрабатывается и пропагандируется одежда для представителей каждой профессии. Это была одежда «для всех случаев жизни». То есть, если ты рабочий, то ходишь в предложенной одежде на работу, в театр, по собственной квартире, в гости.

мода после революции13

Рекомендуемая одежда для актера

И советские дети должны разбираться, кто перед ними. Елена Калмыкова демонстрирует иллюстрацию из детской книжки тех времен «Наркомы у тебя дома» (хорошо звучит по сегодняшним временам!). Ребенок читает книжку, изучает картинки и получает представление, как выглядит народный комиссар (нарком) финансов, торговли и т.д.

мода после революции14

Из детской книжки 20-х годов «Наркомы у тебя дома»

Мечта о шанхайских барсах

– Во второй половине двадцатых годов тенденции моды существенно меняются. Собственно, она, по сути, разрешается. Как-то уже становится понятно, что никакая революция не способна «выдавить» из женщины женщину. Впрочем, красиво одеваться хотелось и мужчинам. Сходят на нет идеалы «внеполых непонятностей». Женщины красят губы, вглядываются в героинь иностранных фильмов. Пусть сколько угодно высмеивается Эллочка Людоедка в «12 стульях». Но заполучить шкурку «шанхайского барса» даже из зайца, чтобы украсить новый наряд, пусть даже сшитый из толстовки мужа – это примета времени, это еще одна тенденция моды. Купить нечто эдакое по рабкредиту – значит, повезло!.. О шубе мечтает каждая женщина. Мех – это шикарно, это принадлежность к высшей касте. Из чего угодно, лишь бы шуба! В моду входит рукоделие, – продолжает свою «модную историю» Елена Калмыкова.

мода после революции7

мода после революции3

В моде вышитое нижнее белье. Мех+лаковые туфли+брошь+перманент – вот она, формула женского «модного» счастья.

По всей стране трудятся кустарные мастерские. В Одессе, как известно, процветает «контрабанда с Малой Арнаутской», на прилавках появляются (ах!) журналы мод. Налаживается промышленность, появляются дома мод. Революционный конструктивизм улепетывает в прошлое.

Наступала совсем иная эпоха нашей моды. Но и ее век будет недолог: опаленная огнем мода революции скоро сменится полымем Второй мировой…

Фото автора (сделаны с продемонстрированных Еленой Калмыковой слайдов на экране)

Читайте нас в Viber! На канале «Коммуналка» рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях.

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Сообщать о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости
Выбор редакции
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: