Сегодня бульвар переживает далеко не лучшие времена.
Бульвар Михаила Жванецкого (бывший Искусств, а перед этим — Комсомольский) протянулся от поэтично-романтичной арки Художественного музея с «кусочком» Судоремонтного завода до улицы Гоголя, точнее, до известного Шахского дворца.
Начав в 2009 году именоваться именем Михал Михалыча, он словно расцвел — его украсили таблички с остроумными цитатами Жванецкого. Недавно эти таблички исчезли, многое другое пришло в упадок, но осталось на сегодняшний день и немало любопытного.
Небольшой бульвар в своем начале отличается немалым унынием. Особенно когда снежок выпадает или идет дождь. Пройти здесь даже при самой небольшой гололедице — немалая проблема.
Печаль наводит и «задник» Художественного музея. Для музея — это задняя стена, для бульвара — достопримечательность, исписанная граффити и изрядно облупившаяся. Как успели заметить, здесь все же производятся кое-какие работы, но из-за погоды, судя по всему, ведутся достаточно вяло.
«Вялые» ремонтные работы — сегодняшняя «примета» бульвара. Там — что-то разрыто, там — вместо крышки люка уложены тоненькие доски, у детской площадки сложены горкой какие-то камни. И все словно застыло в ожидании реконструкции бульвара, о которой мы слышим не первый год.
Не смотрите на парапеты: они страшны, они осыпались, осели, часть из них провалилась на склоны под бульваром. Кстати, склонами тоже не стоит любоваться. Нечем там любоваться: они привычно утопают в мусоре.
В память о…
Бульвар Жванецкого — место памятное во всех смыслах. Здесь расположен памятник уроженцу Одессы, конструктору, ученому в области вооружений и военной техники Александру Нудельману.
С другой стороны бульвара вас встретит памятник «взятке», то есть Апельсину, перекочевавший сюда с улицы Ланжероновской. Памятник, равно как и его основание, переживает далеко не лучшие времена, и вечно подвергается нападениям вандалов.
По сути, наш Апельсин уже мало похож на себя, только появившегося на свет. Кстати, это излюбленное место экскурсоводов, с упоением рассказывающих туристам, как Одесса «подмаслила» Павла I редчайшими в то время фруктами.
Прошедший год обогатил бульвар и памятником Забытой игрушке.
Здесь же, среди унылых стен, щедро разрисованных граффити, вас встретит стрит-арт, посвященный американской мультиплатиновой рок-группе Linkin Park. Почему именно здесь? А почему бы и нет? Все лучше, чем засилье похабщины и прочих уродств на стенах.
Именно на бульваре Жванецкого находится пятиэтажное здание, именуемое «домом художников». Первый этаж занимает Выставочный зал Одесского отделения Национального союза художников Украины. На торце дома — несколько мемориальных табличек в память об ушедших от нас одесских мастеров кисти.
«Медадреса» и почасовое кормление хвостатиков
По странному стечению обстоятельств, бульвар Жванецкого, где имеются кафешки и все ассоциируется исключительно с местом отдыха (сидишь себе на скамейке, морем и портом любуешься, если погода позволяет), богат множеством заведений, которые связаны с медициной. Тут тебе и «Медтехника», и «Слуховые аппараты», и Стоматологические услуги… Такая вот очень разноплановая картинка получается на сегодняшний день.
Примета бульвара Жванецкого — местные коты. Это те хвостатики, которые в огромном количестве «проживают» на склонах. Каждый день, в любую погоду, примерно в одно и то же время, коты покидают склоны и собираются на бульваре, потому что сюда же торопятся сердобольные одесситы со всей округи, чтобы покормить мурлык. Картина умильна, и те, кто бывает здесь часто (кстати, на бульваре очень редко бывает многолюдно), наблюдают ее изо дня в день.
Коты здесь всегда сытые, знающие себе цену, появляются на бульваре так, словно не за кормежкой, а исключительно совершить променад.
Еще одной приметой бульвара стало появление здесь птичьих кормушек и домиков — в богатейшем разнообразии. Ветки просто увешаны ими, некоторые даже украшены елочными игрушками. Кормушки никогда не бывают пустыми.
Наши скамейки — самые одесские
Бульвар Жванецкого — место знаковое еще и потому, что здесь собралась целая коллекция одесских скамеек. Их разнообразие, внешний вид и прочие особенности поражают. Скамейки вы здесь встретите любые — и совершено покосившиеся, на которые присесть просто опасно, и более-менее современные и эксклюзивные. Кстати, последние находятся как раз в «диковатой» части бульвара.
Многие из них, вызывающие тяжелый вздох, были так разукрашены волонтерами, что стали вызывать восхищение. Здесь даже появилось что-то вроде аллеи позитивных мест для отдыха. Одна из скамеек вообще стала «мотивированной»: ее расписали всяческими пожеланиями и добрыми советами.
Увы, время идет, краску смывают дожди и снега, но кое-что разглядеть еще можно.
И здесь же расположена едва ли не самая креативная в Одессе «кружевная» металлическая скамейка, которую изготовил и подарил городу одесский мастер Сергей Вук (Вуколов). Эта скамейка, удобная, неповторимая и просто красивая, к счастью, в прекрасном состоянии и сегодня.
Чеховский «Вишневый сад» начинался здесь!
Теперь — для любителей темы «все начиналось в Одессе». Ну, казалось бы, что может быть общего между бульваром Жванецкого и чеховским «Вишневым садом»?! Читайте, читайте, о чем вещают те или иные таблички!
Подходим к потускневшей от времени табличке на бульваре Жванецкого, которая извещает: «На этом месте, в начале ХХ века находился сад О.Р. Васильевой, история продажи которого легла в основу замысла пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
У вас сильнее забилось сердце? О, как я вас понимаю. Тем более, что вокруг таблички — несколько крошечных деревец вишни.
История эта романтична и немного печальна. Одним из первых, кто обратился к теме одесских истоков чеховского «Вишневого сада», был уже ушедший от нас одесский писатель и драматург Родион Феденев. Исследования и поиски Феденева стали документальной основой новеллы «О ком тревожится душа». В нее вошли сохранившиеся 42 письма Чехова к владелице одесского имения с вишневым садом Ольге Васильевой и ее 97 писем к Чехову.
Усадьбой с вишневым садом по Торговой, 1, и владела Ольга Васильева. Чехов был кумиром Ольги. «Увлечение творчеством Чехова-автора у Оли сразу перешло в чувство, в котором она и сама себе не сразу призналась», — писал Родион Феденев.
Будучи в Одессе, Чехов по просьбе Ольги даже участвовал в продаже ее имения с вишневым садом на Торговой. Так у писателя родилась идея будущей пьесы. По мнению Феденева, именно Ольга стала прототипом дочери Раневской.
История взаимоотношений Чехова и Ольги — из серии «несбывшихся»: «Самозабвенно влюбленная в Чехова, она хотела посвятить ему свою жизнь. Она писала Антону Павловичу об этом. Когда узнала, что Чехов женится на Книппер, никого не хотела видеть, морила себя голодом, потеряла смысл жизни… Но Ольге было девятнадцать. Молодость взяла свое…», — пишет Родион Феденев.
Не сложилось… Зато появилась знаменитая лирическая пьеса в четырех действиях, вошедшая в сокровищницу мировой литературы, а на сегодняшнем бульваре Жванецкого (угол улицы Торговой), то есть на месте, где когда-то располагался и тот самый вишневый сад, и усадьба, появилась эта любопытнейшая мемориальная табличка.
Здесь, кроме установления таблички, собирались высадить и новый вишневый сад, вскоре даже появились первые деревца, те самые, которые сегодня «как бы живы».
С садом не получилось. Получилась очень красивая история, к нашей радости и гордости — словно возрожденная.
Фото автора