В прошлом году шло бурное обсуждение нового закона, призванного урегулировать сферу трансплантологии в Украине. Законодатели уверяли, что он еще покажет себя в действии — как только все «заработает как следует». С 1 января 2019 года этот Закон вступил в силу.
И медики, и люди, нуждающиеся в пересадке органов, уже забили тревогу: новый закон не только не урегулировал эту сферу — благодаря ему подобные операции становятся невозможны. Так ли это и почему? Разбираемся.
Мы опять не готовы
Закон о трансплантологии вступил в силу, но одного его недостаточно. Ведомства и трансплантационные центры не могут работать на основании общих положений закона — нужны подробные подзаконные акты и инструкции. В этой области за полгода, прошедшие с момента подписания закона, Кабмин и МОЗ не сделали практически ничего.
По-прежнему требуется хотя бы положение о новом центральном органе исполнительной власти, который по закону должен заняться всей государственной политикой в сфере трансплантологии.
Нет и нормативного акта о новосозданной Единой информационной системе трансплантации. Выделено финансирование на нее, но провален тендер. Все еще нужно разработать профессиональные стандарты для специалистов — трансплант-координаторов, которых до сих пор неизвестно, как и где будут готовить.
Напомним, что согласно новому закону, с 1 января без участия трансплант-координаторов пересадка органов производиться не может. Только им позволено будет заниматься вопросами забора органов и анатомических материалов, включая доступ к внесению информации в реестр доноров и в реестр реципиентов.
А невыполнение требований этого Закона — и это прописано однозначно — предусматривает уголовную ответственность.
Что делалось в связи с возникшей ситуацией? Запоздалые попытки отсрочить вступление в силу закона. Так, депутат от фракции БПП Мария Ионова зарегистрировала законопроект, в котором предложила отсрочить запуск Единой государственной информационной системы трансплантации до
1 января 2020 года. Ранее группа депутатов ВР из комитета по здравоохранению также выступала с инициативой: отсрочить до 2020 года вступление в силу всего закона в целом. Но этот законопроект так и не был рассмотрен.
Что говорит МОЗ?
27 декабря МОЗ опубликовало заявление, в котором назвало исполнение норм нового закона о трансплантологии «изначально нереалистичным».
Здравоохранение пеняет на законодателей и настаивает, что времени для создания Единой государственной информационной системы и отдельного центрального органа власти для трансплантологии было всего 5 месяцев — то есть явно недостаточно. Для этого, как и для закупки оборудования в анонсированные 4 центра по трансплантации, МОЗ требует как минимум год времени и надлежащее финансирование из бюджета. То самое финансирование, которое ВР не предусмотрела при принятии нового закона.
Стандарты для обучения новой профессии трансплант-координатора и разработка около 30 нормативно-правовых актов для этой сферы — пока тоже только в проекте.
Что успели в последний момент?
Сообразив, что рискуют столкнуться с полной остановкой всей сферы трансплантологии в Украине, в Кабмине успели кое-что буквально в последние дни.
27 декабря 2018 года было принято Постановление Кабмина, утвердившее письменные формы для волеизъявления граждан, желающих стать донорами, и порядок их подачи.
Отдельно оговорили при этом, что количество таких заявлений от гражданина не ограничено, а желание стать донором органов можно отменить в любой момент, подав новое заявление. Подавать заявления следовало бы в специальный ведомственный орган или трансплант-координаторам. Но поскольку они пока так и не появились, сейчас свои заявления доноры могут подавать либо врачу медучреждения, которое будет проводить трансплантацию, либо семейному врачу (терапевту).
МОЗ заверяет, что все эти заявления будут храниться с соблюдением законодательства о персональных данных. И будут отправлены в новый уполномоченный орган по трансплантации, как только он, наконец, будет создан. Решение о необходимости проведения трансплантации будет проводить консилиум врачей медучреждения, в котором пациент внесен в список ожидания. Пока — все.
Игорь Писаренко, один из немногих практикующих врачей-трансплантологов в Украине:
— Игры в законопроект продолжаются. Никакого отношения к реальным потребностям это все, конечно, не имеет. Что надо? Отменить полностью закон 2018 года и вернуться к закону 1999 года. Точечно его корректировать. Отказаться от идеи государственного фиксирования прижизненного согласия (или несогласия). Решать реальные проблемы — диагностику смерти мозга и листы ожидания».
* * * * *
Согласно данным МОЗ, в год в Украине проводится всего около 200 операций по трансплантации. Для сравнения: соседняя Беларусь в 2016 году преодолела барьер в 50 операций по трансплантации на 1 миллион жителей страны в год.
Фото: delo.ua