Новости Одессы и Одесской области

Подростковые самоубийства: кто виноват и как предотвратить?

Подростковые самоубийства: кто виноват и как предотвратить?

Месяц назад покончила с собой 15-летняя девушка из Одесской области. Не из-за страшной секты или модной интернет-игры, а от отчаянной жизненной ситуации. И суицид случился не в глухом лесу, а среди людей: родных, чиновников, знакомых, которые по сути допустили это. О страшной проблеме детских и подростковых самоубийств, о способах их предотвращения «Одесской жизни» рассказывает инспектор отдела ювенальной превенции, капитан полиции Дмитрий Ревун.
 

В ответе всегда — взрослые

Вопрос, который постоянно задаёт любой родитель: что самое опасное? От чего оградить в первую очередь? Как быть уверенным, что мой ребёнок никогда не захочет покончить с собой?
– Самое опасное — это безразличие, – отвечает Дмитрий Ревун. – Во-первых, семьи и близкого окружения. Во-вторых, чиновников. Бывает, конечно, предрасположенность к суициду, вызванная особенностями психо-физиологическими или травмами. Бывают дети с тяжёлыми психическими травмами, которые полной психокоррекции уже в принципе не поддаются. Но если обобщить, то виноваты в таких ситуациях всегда взрослые, которые не отреагировали вовремя. На ровном месте самоубийства не случаются.

Даже демонстративную попытку самоубийства, когда ребёнок очевидно не хотел убить себя, нужно воспринимать всерьёз.
– Это мощный сигнал родителю — совладать с собой. Ни в коем случае не ругать, бить или давить каким-либо образом. И есть алгоритм действий в случаях попытки детского суицида. Должен подключиться целый ряд госслужащих. Если ребёнок нанёс себе травму, попал в больницу, то дежурный врач обязан сообщить в дежурную часть территориального органа полиции. В каждом отделе полиции есть сектора превенции, работают ювенальные инспектора. Сотрудники полиции должны выявлять причины и условия, которые подталкивают детей к подобным поступкам. Но так как полицейские не обладают знаниями в области психологии, например, то их задача — еще и вовремя сообщить в Службу по делам детей, где занимаются защитой прав детей, их социальным сопровождением. Помимо этого — Центр семьи и молодёжи. Это те, у кого есть в штатном расписании психологи. Те, кто выводят детей из кризисных состояний и проводят определённую диагностику и коррекцию, ищут пути решения сложных психологических моментов.

Насколько опасны «мрачные» субкультуры?

Наше небезразличие — это важно. Но дети и подростки увлекаются готикой, увлекаются мрачными субкультурами, в которых буквально каждое слово кричит о смерти, насилии, суициде. Стоит ли заботливому родителю жёстко пресечь такое?

– Есть миф, который построен на стереотипах в обществе. Всё чёрное, готическое, субкультурное у нас приравнивается чуть ли не к сатанизму. А это просто веяния времени. У нас были хиппи, уличные хулиганы, в 90-е стали модны скинхеды. Сейчас, с учётом появления Интернета, существует множество разветвлённых субкультур. Да, они могут быть мрачными, некоторые предпочитают депрессивное времяпровождение на кладбище, соответствующие музыку и темы. Но нужно понимать, что субкультура вызывает интерес у ребёнка с уже сформированным восприятием мира. Значит, уже есть предрасположенность. Если на фоне увлечения готикой или «эмо» происходит демонстративное вскрывание вен, то дело не в субкультуре. Дело в попытке привлечь внимание к себе и своим проблемам. Если не в готском содружестве, то это произошло бы в других обстоятельствах: плохое настроение, подавленность, элементарно «фильм посмотрел не тот»…

 

Существует ли допустимое насилие?

Многие родители до сих пор считают, что без телесных воздействий не обойтись. Не избивать ребёнка, конечно, но… Если шлёпнул, и остался небольшой синяк, то вроде не страшно. А иногда и от папиного подзатыльника лёгкое сотрясение мозга случится… Но это же любя! Инспектор превенции смотрит на это по-другому:
– Если папа 20 лет бетон мешал на стройке, то от его подзатыльника у ребёнка могут быть и тяжкие телесные повреждения! Мы выделяем 4 вида насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Любой синяк у ребёнка — это телесное повреждение. То, что называется «гематома», либо «повреждение кожных покровов». Лёгкие телесные. И это уже уголовная статья, а не домашнее насилие. Физическое насилие — то, что причиняет боль, но без повреждений. К примеру, оттолкнуть рукой в плечо.
Психологическое — это все формы буллинга. Это давление, угрозы, шантаж, оскорбления, в том числе — со стороны родителей.
Сексуальное — развращение, в том числе интеллектуальное развращение, то есть и беседы на темы сексуального характера, и демонстрация порнографии.
Экономическое — это, например, выгнать ребёнка из дому. Или лишить его денег, но тут нужно правильно трактовать. Это если бабушка, например, подарила внуку деньги, а папа пришёл, забрал, потратил на выпивку. Когда в техникуме или колледже ребёнок получает стипендию, то забрать её — тоже чистой воды экономическое насилие.
– Не существует «допустимых методов насилия», которые бы не травмировали ребёнка, — подытоживает Ревун. – И помните, что язык ультиматумов и запретов — не работает!

Установка «Не выносить сор из избы»

Несмотря на то, что ведётся усиленная работа по разъяснению детям их прав, сами дети редко обращаются за помощью или жалуются на то, что их угнетает. Пока не станет слишком поздно.

– До сих пор работает установка «не выносить сор из избы», – объясняет Дмитрий Ревун. – Это в головах детей, родителей и даже чиновников. Дети часто боятся, что привлекут к ответственности родителей-насильников, работает стокгольмский синдром. Если и обращаются сами, то старшие, с 9-го по 11-й класс. Но в последнее время, что приятно, гораздо лучше реагируют в школах, много сигналов от них.
Напомним, в каждой школе есть социальный педагог, практический психолог и заместитель директора по воспитательной работе. Эти три лица отвечают за выявление опасных или тревожных моментов и передачу этой информации в полицию. А насколько ответственны вы, простой человек, если знаете, что ребёнка обижают в доме знакомых или по соседству?
– Есть случаи, когда вроде бы безобидное, по мнению окружающих, насилие над ребёнком приводило к трагедии. Достаточно много такого, и узнаём мы об этом слишком поздно. Сообщить о насилии над ребёнком можно в любое отделение полиции. И не обязательно в письменной форме, можно устно. Информация о насилии над ребёнком может быть получена сотрудником полиции из любых источников: СМИ, Фейсбук, услышали на улице от прохожих. Регистрируется рапорт — и проводится проверка. Что-то доказывать вы, если дали такой сигнал, не обязаны. Конечно, если сообщаете об уголовном преступлении, то тогда уже можете быть привлечены как свидетель.

Психолог — не позор, а нормальная потребность

Родитель не должен сам определять, склонен ли его ребёнок к суициду. Тем более — говорить ему об этом. Разве что родитель психолог, но и тогда он будет предвзят к собственному ребёнку. В любой мало-мальски тревожной ситуации — обратитесь к специалисту.
– Задача родителя — вникнуть в советы психолога. По моему опыту, в половине случаев в психологической помощи нуждаются и сами родители. Не потому, что у них проблемы с психикой. Но там определённо нужны советы в плане поведения с ребёнком, в плане правильных реакций. Иногда вместо того, чтобы прикрикнуть на ребёнка, гораздо лучше его просто молча обнять. Или обнять не молча, а поговорить.
Причины для самоубийства у ребёнка те же, что и у взрослого: одиночество, страх, деньги, несчастная любовь… Но каждая ситуация — индивидуальна. Особенно в опасном подростковом возрасте, когда, как у нас говорят «идёт ломка характера». Но это не «ломка», а формирование характера. Будьте в этот момент рядом, говорите с ребёнком, но не лишайте свободы, знайте его интересы и его потребности. Тревожьтесь, но не давите. И не стыдитесь вовремя обратиться за помощью. Помните, счастье и жизнь детей — в наших с вами руках!

 

«Момо» после «Синего кита»

Вслед за нашумевшей в прошлом году игрой «Синий кит», о которой писала «Одесская жизнь»,  пугать детей и родителей пришла «Момо». Это не игра, в которой ребёнка подталкивают к смерти живые люди по ту сторону экрана. «Момо» – чат-бот, способный испугать насмерть разве что… ребёнка?
Как это выглядит? В списке контактов в мессенджере появляется некий «Момо» с изображением жуткой головы на куриных ногах. Момо пишет, что всё про вас знает и вы скоро умрёте. Особенно пугает то, что удалить его из списка контактов невозможно.
Ювенальный инспектор Дмитрий Ревун подтверждает: бота видел и даже общался с ним. Бороться с Момо просто — написать жалобу в администрацию мессенджера. Там реагируют быстро, удаляя бота в течение суток. Ни один случай суицида от общения с Момо не подтверждён.

 

Фото: youtube.com, fishki.net, uc.od.ua.

Тая Найденко

Выскажите ваше мнение. Это важно.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще по теме
Все новости

купить квартиру в Одессе

Выбор редакции