Камины снова вошли в моду. А вот со красавицах-печах, отапливающих квартиры одесситов в прошлом, мы чаще всего стали забывать, и такое понятие, как «груба», уходит из нашего обихода. Между тем, во многих старых квартирах они еще сохранились. Но чаще всего их выбрасывали на свалку, не подозревая, что избавляются и от истории города, от артефактов, представляющих настоящую ценность — как неповторимое произведение декоративно-прикладного искусства.
Музея пока нет, но…
Кандидат культурологии, художник, краевед Дмитрий Хамула о старинных печах-каминах знает, кажется, все. И борется за создание Музея печного дела в Одессе:
— Ну а как же иначе? Как можно выбросить на свалку артефакт эпохи, произведение художественного ремесла? Ведь даже на обломках, которые мы обнаруживаем, встречаются уникальные клейма. Их правильное прочтение — это еще одна страничка истории нашей культуры, понимание ситуации, как в разные времена развивались одесские торговые связи, что происходило на внутреннем рынке самой бывшей империи.
Где находит Дмитрий и его команда эти удивительные изразцы? Да где угодно! Кто-то пускает к себе домой полюбоваться. Но часто такие находки, как правило, уже в «кусочках», происходят на свалках.
— Бывает, люди говорят о своих сохранившихся грубах, что это, мол, венецианская печь. Между тем, практически всегда их «венеция» отказывается нашей отечественной. И вот ведь как бывает: многие готовы распрощаться со своей изразцовой печью или старым камином, но боятся, что разрушится стенка, что-то произойдет с полом. Между тем, у наших коллег из Киева, Харькова и других городов есть практика «безболезненного» переноса печей из квартир в Музей.
— Но ведь Музея еще нет.
— Пока нет. Но многие наши находки можно увидеть в недавно открывшейся для посетителей катакомбе Кантакузена на ул. Бунина, 7. Еще во время начавшейся расчистки земляного и каменно-мусорного завала в каменоломне зимой-весной 2017 г. был обнаружен комплекс старинных полихромных печных изразцов. Их можно разделить на две большие группы — это артефакты, датирующиеся концом XVIII и началом XIX вв. Были обнаружены профилированные поясковые фрагментированные изразцы, изразцы «большой руки», цокольные и другие. Там уже собрана целая коллекция фрагментов изразцовых печей 18-19 веков. Что же касается Музея печного дела, то мы ведем переговоры с Одесской государственной академией строительства и архитектуры, которая уже сейчас готова нам выделить помещение.
Многое уже потеряно
Ах, эти волшебные изразцы! Даже если обнаружен только фрагмент печи или камина, то после очистки он порой выглядит так, что хочется хотя бы прикоснуться к нему. Дмитрий ничего удивительного в этом не видит, говорит, что ценные изразцы — как ценная посуда из прошлых времен: порой с ручной росписью, единственной и неповторимой.
— Когда ведется реконструкция того или иного исторического дома в Одессе, вот, к примеру, как дом Руссова, то необходим надзор инспектора-специалиста, иначе будем прощаться с историческим наследием, которое выбрасывается на мусорную свалку. Совершенно случайно в сети на одном из сайтов, посвященных старой Одессе, наткнулся на фото печи из дома Руссова. Где она теперь «живет»? Скорее всего, уже уничтожена. А это был настоящий шедевр изразцового искусства, — уверен Дмитрий.
Что касается дома Руссова, то здесь вообще изразцовых печей было много. Как говорит Дмитрий, все они ныне утрачены, равно как и изразцовые печи в разрушенном доме Русского технического общества, именуемом «масонским».
Были находки изразцов и в городе Белгороде-Днестровском — то ли румынских, то ли австро-венгерских начала ХХ века.
Ну а чтобы сохранить то, что еще есть, Дмитрий и его последователи проводят акцию «Спаси печной изразец». Это своеобразный ликбез для одесситов по старым печам и каминам, во время которых разъясняется, что старинная печь, которая когда-то отапливала их квартиры, теперь может оказаться редчайшим и ценным раритетом и перед тем, как делать комнату просторнее и избавляться от нее, следовало бы поначалу посоветоваться со специалистами. Для этого достаточно обратиться на созданную Дмитрием страничку в Фейсбуке «Старинные изразцовые печи Одессы».
Кое-что еще сохранилось
Конечно, еще многое сохранилось. Бывают потрясающие находки. Так, в одной из старых одесских квартир сохранилась бело-молочная изразцовая печь с росписью в растительно-цветочных мотивах в стиле неорококо. По предварительной атрибуции, возможно, она была изготовлена на изразцово-майоликовом заводе Бронислава Лисовского в Витебске. Известно, что этот завод функционировал между 1877 и 1914 годами.
Уникален изразцовый камин Одесского Дома ученых — в бывшей опочивальне графини Елены Толстой.
Как часто бывает, изразцовые печи не только выбрасывают, но и варварски закрашивают, а случается и совсем наоборот: одесситы сами приносят фрагменты изразцов, приглашают к себе домой, чтобы показать свою печь, а, может, в будущем и подарить ее музею.
Дмитрий и сам часто находил изразцы печей — к примеру, рельефные изразцы с росписью, изготовленные на финляндском гончарном заводе «АБО» в 1890-е годы. До 1917 года в Одессе располагалось фирменное представительство этого завода.
Краевед призывает: если у вас есть ненужные печные изразцы, которые хранятся в виде строительного мусора, не выбрасывайте их, ведь они могут пополнить экспозицию будущего музея. Кстати, подаренный в музей, пусть даже один кирпич с клеймом или печной изразец, будет снабжен памятной надписью с именами дарителей.
Фото предоставлено Дмитрием Хамулой.